Сеть "О'кей" запускает свой интернет-магазин

Автор фото: Беликов Валентин

Розничная сеть "О’кей" запускает собственный интернет–магазин. Первый пункт выдачи открыт в Москве. Пока успешных примеров торговли продовольствием на розничном рынке нет. Однако и конкуренция в этом сегменте ничтожно мала.

Первый пункт выдачи открыт в московском гипермаркете "О’Кей" в Путилково (71–й км от МКАД). Один из следующих интернет–магазинов будет открыт в Петербурге, сообщили в пресс–службе компании.
Как отмечает директор управления электронной коммерции "О’Кей" Елена Ременникова, онлайн–торговля становится одним из залогов сохранения потребителя: "Мы видим, что наш клиент стремится оптимизировать процесс покупок, экономя время, силы и деньги. Мы считаем, что за таким форматом торговли будущее, и играем на опережение, чтобы быть во всеоружии, когда рынок e–commerce начнет стремительно развиваться и в нашем сегменте".

Виртуальный гипермаркет

Ассортимент интернет–магазина по количеству и наполнению будет повторять ассортимент стандартного гипермаркета "О’Кей" — 35 тыс. наименований. Помимо продовольственных продуктов для заказа доступны бытовая химия, косметика, электро– и автотовары, товары для дачи и ремонта, для животных.
Цены в интернет–магазине не будут отличаться от цен в гипермаркете, на него будут распространяться промоакции и спецпредложения. В скором будущем появится опция оплаты заказа онлайн.
На первом этапе сформированные заказы необходимо будет забирать в магазине "О’Кей", но в дальнейшем компания планирует доставлять заказы до квартиры или офиса клиентов и открыть пункты выдачи заказов в других регионах.

Нет примеров

Опыт ретейлеров в интернет–торговле пока не слишком благоприятный. Так, с начала этого года один из крупнейших ретейлеров Х5 Retail Group закрыл свой онлайн–проект Е5. Магазин специализировался на непродовольственном ассортименте: книгах, бытовой химии, посуде, игрушках, инструментах.
Хотя в компании заявили о сохранении бренда и намерении в будущем развивать онлайн–сервис, в первоначальном виде магазин перестал существовать.
Скорее всего, направление не оправдало возложенных на него надежд. Сильной стороной проекта в Х5 называли использование отлаженной логистики существующей розничной сети. По расчетам, проект Е5 должен был обеспечить 1 – 2% от оборота Х5, но, например, в 2013 году на его долю пришлось только 0,3% от оборота группы.

Неудача "Юлмарта"

Даже крупнейший онлайн–ретейлер "Юлмарт" отказался от торговли продовольствием. "Юлмарт" начал торговать продуктами через Интернет летом 2009 года, но уже в 2010 году проект был признан неуспешным и компания сконцентрировалась на профильном направлении — продажах техники и электроники.
"В среднесрочной перспективе " Юлмарт" не планирует заниматься продуктами, за исключением детского питания с длительным сроком хранения, которое, возможно, появится в ассортименте компании в этом году", — рассказал коммерческий директор "Юлмарта" Олег Пчельников. Среди рисков данного направления для своей компании он выделяет, во–первых, крайне ограниченный срок годности продуктов питания, а во–вторых — отсутствие в центрах исполнениях заказов "Юлмарта" помещений с соответствующим температурным режимом.

Свободный рынок

В то же время Олег Пчельников напоминает, что сейчас рынок онлайн–торговли продуктами практически свободен и нет серьезных преград для начала работы на нем. Действительно, в России через Интернет в 2014 году, по оценкам экспертов, было продано продуктов питания примерно на 21 млрд рублей. Это ничтожно мало по сравнению с общим объемом розничной офлайн–торговли — по данным Росстата, в прошлом году оборот розничной торговли пищевыми продуктами составил 12,3 трлн рублей. С учетом того, что большинство онлайн–магазинов продовольствия — это узконишевые проекты, у "О’Кея" есть шанс стать пионером на сравнительно пустом рынке.
По нашим данным, доля продуктов питания в сегменте онлайн–ретейла составляет около 3%. Для сравнения: на электронику и бытовую технику в 2013 году приходилось 42%, на одежду и обувь — 13%, на автозапчасти — 10% интернет–торговли. Процесс продажи продуктов питания достаточно сложный и рискованный. Главная причина в том, что продукты питания — товары скоропортящиеся, требуется четкое планирование, особые склады, логистика. Новые ретейлеры не торопятся заходить в этот бизнес. Помимо того, и сами потребители пока относятся к продуктам из онлайн–магазина настороженно. Поэтому рынок не показывает значительной динамики по сравнению с рынком непродовольственной онлайн–торговли.
Виталий Жигулин
исполнительный директор АКИТ