Как девальвация рубля сказалась на транспортных компаниях

Автор фото: Тихонов Михаил

Редактор "ДП" Александр Сологуб - о том, почему транспортные компании несут самые тяжелые потери из-за девальвации рубля.

На минувшей неделе Смольный опубликовал программу первоочередных мер по обеспечению стабильного социально–экономического развития Петербурга в 2015 – 2017 годах. В народе программу прозвали антикризисным планом. Хотя до гордого звания "план" этому документу еще далеко — конкретных целей и мероприятий для их достижения в нем почти нет. В основном речь идет о том, что, по мнению чиновников, нужно улучшить и исправить, а в основном это уже достаточно старые, наболевшие проблемы.
Но, что любопытно, в период кризиса 2008 года, когда социальные потрясения ощущались более остро, прежде всего из–за стремительного роста безработицы, обширные антикризисные меры федеральных и региональных органов исполнительной власти касались в том числе и транспортного комплекса. В котором, кстати сказать, по самым скромным оценкам, трудится более 250 тыс. человек только в Петербурге, а это 10–я часть трудоспособного населения.
А сегодня, складывается такое впечатление, до транспортников властям нет дела, словно такой сектор городской экономики вовсе не существует или девальвация рубля, резкий рост процентных ставок обошли стороной транспортные предприятия. Хотя на самом деле они несут сейчас, возможно, самые тяжелые потери.
Во–первых, из–за сокращения импорта резко, почти вдвое, упал спрос на перевозки. А в некоторых секторах рынка подавляющая часть компаний осталась без заказов и вынуждена выставлять технику на продажу. Прежде всего это касается владельцев автовозов, которые прежде в огромных количествах развозили легковые автомобили по дилерским центрам страны. В еще худшем положении оказались перевозчики пассажиров на международных направлениях — большая часть затрат таких компаний номинирована в иностранной валюте.
Во–вторых, высокая конкуренция не позволила автоперевозчикам поднять цены. Более того, в борьбе за клиента многие компании демпингуют, оправдывая заказом только расходы на зарплату и топливо, что привело к еще большему падению доходов. А затраты на запасные части и технику при этом возросли пропорционально девальвации рубля, банкиры повысили ставки по кредитам.
Большинство представителей транспортного бизнеса, среди которых много малых предприятий, не надеются и даже не думают, что государство вдруг им поможет. Хотя вот городские перевозчики пассажиров считают, что раз власти детально регламентируют их деятельность и регулируют тариф, то они обязаны если не помочь материально, то хотя бы изменить правила игры так, чтобы стало легче работать.
Например, повысить тариф на автобусные перевозки по коммерческим маршрутам, смягчить обязательства по срокам замены подвижного состава.
С такими предложениями городские перевозчики обращаются в Смольный с конца прошлого года. Но пока их инициативы не нашли отклика среди чиновников ни в устной форме, ни в письменной, например в программе первоочередных антикризисных мер.