В Петербурге запустят сеть из 50 вендинговых автоматов по продаже сладостей

Автор фото: Беликов Валентин
Михаил Белоногов с сыном Богданом, компания "Русские гостинцы"

Предприниматели Михаил и Богдан Белоноговы в 2015 году запустят в Петербурге сеть из 50 вендинговых автоматов по продаже сладостей. Инвестиции в проект составили 15 млн рублей. Аппараты будут работать под брендом "Русские гостинцы".

Предприниматель Михаил Белоногов (ИП "Белоногов") вместе с сыном Богданом Белоноговым вложили 15 млн рублей в организацию сети из 50 торговых автоматов по продаже сладостей в Петербурге. Аппараты будут работать под брендом "Русские гостинцы".

Пастила через трудности

Средства для приобретения торговых автоматов (часть из них предприниматели арендуют, часть планируют приобрести в лизинг), аренды площадок и закупки продукции предприниматели заработали в предыдущих бизнес–проектах — потребкооперативах, которые они организовывали по Северо–Западу, по заготовке ягод, грибов, иван–чая и пр.
Окупить вложения Михаил и Богдан Белоноговы планируют через 1,5–2 года. В автоматах будет продаваться пастила, зефир, смоква (подсушенная ягодная пастила) и другие продукты, которые производит ООО "Белевская пастила". Предприятие, расположенное в Тульской области, выпускает 1 т продукции в день, до этого ее продавали в основном московским компаниям и в интернет–магазинах.
Белевская пастила считается продуктом премиум–класса — в основном из–за сложной технологии приготовления, а не дороговизны ингредиентов. Сейчас в Петербурге такую пастилу предлагают около 10 интернет–магазинов ("Пастиласпб", "Белевские сладости" и др.), а также несколько сетевых продуктовых ретейлеров высокого ценового сегмента, например "Гирлянда".
Михаил Белоногов добавляет, что аутентичную белевскую пастилу помимо интернет–магазинов предлагают только премиум–супермаркеты. "Это отсекает немалую часть аудитории, которая не ходит в такие магазины, — уверен он. — К тому же в кризис число покупателей люксовых супермаркетов сократится".
Место для установки первого автомата пока не определено, но, по словам предпринимателей, все они будут располагаться в торговых и бизнес–центрах классов A и B. Запуск первого торгового автомата состоится в конце марта. "Кризис существенно повлиял на наши планы, — рассказывает Михаил Белоногов. — Например, принятие решения об использовании лизинга мы отложили до марта: после повышения ставки рефинансирования появились сомнения в его выгодности".
Пока Михаил Белоногов работает над данным проектом как индивидуальный предприниматель, поясняя, что для вендингового бизнеса такая форма удобна, в частности, она дает возможность платить налоги по системе ЕНВД. Однако он планирует зарегистрировать ООО и расширить ассортимент, начав продавать также ягодные напитки "Энжи", которые производит ГК "Белоусов групп".

Новые виды вендинга

На городcком вендинговом рынке, объем которого оценивают примерно в 6 млрд рублей в год, сейчас работает более 20 тыс. торговых аппаратов. Крупнейшие игроки — UVENCO, "ВендингПро", "СИБА — Вендинг" и др. Большая часть вендинговых автоматов, которые работают в городе, — кофейные и снековые, при этом первые, по разным данным, занимают от 60 до 80% петербургского рынка.
Средний чек покупки в вендинговом автомате — 25–50 рублей, в автомате с пастилой он составит от 200 рублей. Предприниматели, однако, считают, что через автомат можно продавать любые продукты. Например, в Петербурге работают аппараты по продаже пиццы, молока, кислородных коктейлей и др. Узкий ассортимент не является недостатком, многие эксперты считают, что наличие в аппарате товара от одного производителя подчеркивает "премиальность" товара. "Чтобы в аппарате продавался дорогой продукт, он должен стоять в месте скопления платежеспособной аудитории, принимать к оплате банковские карты или выдавать сдачу купюрами, — рассказывает Михаил Талалай, владелец компании "Талвенд". — Естественно, аппарат должен быть оформлен соответствующе". Бизнесмен добавляет, что вендинговые машины не обязательно роняют покупку в ящик для выдачи товара — во многих для выдачи используется специальный лифт. "А у аппаратов по продаже мороженого особый механизм выдачи, похожий на пылесос", — говорит предприниматель.
Директор департамента маркетинга сети магазинов "Семейный капитал" Антонина Зайцева добавляет, что вендинг — быстрый и простой для покупателя способ приобрести продукт, и продажа нестандартных товаров таким способом перспективна. "Очевидно, людям нужны не только вода и шоколадные батончики, — говорит Антонина Зайцева. — Но успех зависит от уместности расположения. Например, мы планируем поставить в спортцентрах автоматы с обезжиренным молоком "Фитнес".