Лизинговые компании Ленобласти увеличивают сумму аванса на 5-10%

Автор фото: Евгений Асмолов

Лизинговые компании Ленобласти повышают сумму аванса на 5 – 10% и отказываются финансировать покупку промышленного оборудования. Охотно в лизинг предоставляют только легкий грузовой транспорт, легковые и коммерческие автомобили.

Малые и средние компании Ленобласти сообщают в региональный комитет по поддержке предпринимательства о том, что лизинговые компании все чаще отказывают бизнесу в заключении контрактов, если речь идет о производственном оборудовании. Охотно в лизинг предоставляют только легкий грузовой транспорт, легковые и коммерческие автомобили.

До и после декабря

Как признают сами лизинговые компании, в общем объеме лизинговых сделок малого бизнеса эти виды транспорта занимают до 70%. Общий объем рынка в регионе оценивают примерно в 70 млрд рублей в год. Повышают лизинговые компании и авансовый платеж — в среднем на 5 – 10%. В итоге он составляет около 10% для легкового транспорта, около 25% — для спецтехники. В границах 10 – 30% находится авансовый платеж для недвижимости и производственного оборудования.
Заместитель гендиректора ООО "Сименс–финанс" по Северо–Западному региону Дмитрий Ефремов сообщает, что в его компании оборудование для производства все–таки фондируется, но доля транспорта в портфеле компании намного выше. Он поясняет, что главные требования к оборудованию для лизинга — ликвидность и износостойкость, также оно не должно быть уникальным. И решения о сделках стали приниматься осторожнее. "После 17 декабря банки взяли тайм–аут, соответственно, и у лизинговых компаний тоже появились трудности с доступом к средствам, — рассуждает эксперт. — Но и запросов от бизнеса в январе к нам поступило меньше: выжидательную позицию заняли компании почти во всех отраслях". При этом сделки с оборудованием, поясняют участники рынка, гораздо более рискованные, чем с транспортом. В случае нарушения условий лизинга его сложнее изъять и продать.

Кризисные риски

Как рассказал директор по развитию бизнеса ГК "Балтийский лизинг" Валентин Карнарук, его компания при выборе клиентов в кризис в первую очередь обращает внимание именно на ликвидность и изымаемость актива и только после этого — на надежность компании–партнера. Таким образом, даже если немалая доля фирм–клиентов просрочит долги по лизингу, можно будет спастись от банкротства, быстро распродав активы. "При этом я думаю, что именно малый и средний бизнес в кризис выживет: он менее закредитован", — говорит эксперт.
По данным агентства "Эксперт РА", в первых 3 кварталах 2014 года доля розничных сделок (то есть сделок малых компаний) на рынке лизинга Северо–Запада приблизилась к 53%, притом что за тот же период 2013 года она составила 33%. Но после декабрьских событий (особенно сильно по рынку ударило повышение ключевой ставки) ситуация в корне изменилась. И в 2015 году агентство прогнозирует спад активности в этом секторе рынка на 15 – 20%. Участники рынка также ожидают роста долгов по платежам.
"Лизинговые компании в последнее время стали чаще отказываться сотрудничать с бизнесом вовсе не по прихоти, а потому что они очень зависимы от кредитов, а банки пока не могут предложить адекватную стратегию работы", — сетует Татьяна Позднякова, директор Объединенной лизинговой ассоциации. В ГК "Интер–лизинг" добавляют, что часто лизинговые компании делают выбор именно в пользу автотранспорта, просто чтобы остаться на рынке: если в текущих условиях делать ставку на рискованные сделки, велика вероятность обанкротиться.
Директор регионального отделения "ВЭБ–лизинг" (на эту компанию предприниматели жаловались чаще всего) Алексей Петров рассказал, что компания действительно еще с ноября приостановила финансирование оборудования для бизнеса и сосредоточилась на легковом и коммерческом транспорте. О причинах такого решения он сообщить отказался, добавив, что сделает запрос в головной офис компании в Москве. "Однако мы продолжаем работать с малым бизнесом, в основном с транспортными и торговыми компаниями, и готовы их поддерживать", — заключает Алексей Петров.