Три тысячи родителей пожаловались в прокуратуру на крах сайта записи в школы

Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Более 3000 петербургских родителей подали заявление в прокуратуру с просьбой проверить, как чиновники организовывали запись в школы. Dp.ru изучил, кто и как создает ажиотаж, и поговорил с директорами школ, чтобы выяснить, в чем их проблема.

Как сообщил сопредседатель общественной организации "СПб городской родительский комитет" Михаил Богданов, во вторник, 10 февраля 2015 года, в 14:00 он направил в прокуратуру Петербурга через электронную приемную обращение "по факту нарушения прав граждан в доступе к государственной услуге записи в образовательные организации г. Санкт-Петербурга", подписанное 3133 родителями. Обращению присвоен входящий номер 48623.
А в среду петербургское управление ФАС объявило о начале внеплановой проверки на соблюдение законности госзакупки, проведенной комитетом по информатизации и связи Смольного, по которой чиновники за 142 млн рублей приобрели портал госуслуг. Заседание УФАС назначено на 13 февраля.
Прием в школы по новым правилам, предусмотренным федеральным законом "Об образовании в РФ" №ФЗ-273 от 29.12.2013 года, впервые начался в Петербурге 1 февраля 2015 года. Родители записывали своих будущих первоклашек в школы в районных многофункциональных комплексах (МФЦ), а также с помощью портала госуслуг.
Прием заявлений стартовал в 9:00 1 февраля. При этом у дверей МФЦ еще за неделю до этого выстроились километровые очереди, в которых родители стояли вахтовым методом.
Портал госуслуг рухнул еще днем 31 января. Его работу с горем пополам восстановили после 22:00, но 1 февраля еще где-то за час до начала приема заявлений сайт снова рухнул. Отдельным счастливчикам удалось зайти на него в 9:12, в 9:15 и в 9:18, но большинство смогли подать свои заявления лишь несколько часов спустя и в результате оказались в третьих-четвертых сотнях очередников. Для них это означало невозможность попасть в выбранную престижную или ближайшую школу и необходимость соглашаться на ту, что укажут в РОНО, даже если она пользуется дурной репутацией или находится очень далеко от дома.
Пишем прокурору
"Любые попытки обращения к сервисам портала давали сбой, и лишь немногим гражданам удалось воспользоваться возможностью получения Государственной услуги на портале вплоть до 13 часов 10 минут 01.02.2015 г. После этого времени портал стал работать в штатном режиме и граждане смогли оформить заявления", — пишут родители прокурору Петербурга.
"В целях снижения нагрузки на портал электронные заявления объединялись в блоки и передавались комитету по образованию поэтапно. В связи с этим часть электронных заявлений была передана в информационную систему Комитета по образованию после 00:00 часов 02.02.2015. При этом заявлению мог быть присвоен новый внутрисистемный номер. Данные операции не повлияли на фактические дату и время подачи электронного заявления, на основании которых формируется электронная очередь в школы", — уверяют теперь в комитете по информатизации и связи.
"Официальные лица всех уровней на встречах с родителями особо отмечали желательность получения госуслуги гражданами посредством оформления заявления на портале, аргументируя это удобством и большей оперативностью по сравнению с вариантом ее получения в МФЦ, — написали в своем обращении родители. — При этом официальные лица Комитета по информатизации и связи, в чьей ответственности находится портал, неоднократно сообщали о надежности этой формы подачи заявления и проводимых ими работах по обеспечению бесперебойности в работе серверов, обеспечивающих его работу портала".
Учитывая, что самым существенным элементом, влияющим на номер в очереди поданных заявлений, является время его подачи, крах портала "нарушил принцип равноправности в доступе к госуслуге для тех, кто не имел возможности лично подать заявление через МФЦ", рассуждают родители в заявлении. В связи с этим они просят прокуратуру проверить добросовестность сотрудников комитета по информатизации и связи и в случае  выявления нарушений закона принять меры прокурорского реагирования — вплоть до возбуждения дел об административном правонарушении (ст. 5.57, 5.63 п. 1.1 КоАП РФ, "непредоставление доступа к государственной услуге") или передачи материалов в полицию для возбуждения дела о халатности. Также прокурора просят обязать чиновников предотвратить повторение коллапса в будущем.  
Очередь о двух концах
Впрочем, и среди тех, кто выбрал бдения у МФЦ, не надеясь на качество электронных госуслуг, многие странным образом оказались в конце списков. "У человека, который был в очереди первым, даже не шестым, как я, время подачи 9:12, ребенок тоже не попал в указанные школы (писал две штуки)... Этот человек трое суток просидел под дверьми и не двинулся с места! Зашел первым, сел к операционистке первым... Сейчас я позвонила, у нас 97 человек льготников на 100 мест", — пишет пользовательница одного из петербургских родительских интернет-форумов. "Мы подали заявление в 9:07 и не попали ни в одну из пяти заявленных школ!" — возмущается другая родительница.
Аномальное количество льготников при записи в популярные школы отмечают и в комитете по образованию. Там это объясняют как раз особенностями работы портала госуслуг: в отличие от МФЦ, на портале родитель может указать наличие у себя льготы при поступлении, просто поставив "галочку" напротив слова "льгота". В МФЦ это невозможно, так как электронный бланк заполняет оператор.
"До конца этой недели родители, указавшие себя в качестве льготников, и получившие уже приглашения, придут в школы и должны будут предоставить документы, доказывающие наличие льготы, — говорят в комитете. — Если не докажут, то автоматически вернутся в очередь, исходя из времени подачи ими заявления". Опрос директоров школ показал, что такой отсев действительно сейчас происходит, причем не могут подтвердить свои права до 30% самопровозглашенных льготников.
Таким же образом якобы отсеются и те родители, которые подали заявления сразу в несколько школ: они понесут документы лишь в одну школу, и соответственно, полученные ими места во всех остальных школах будут переданы следующим за ними по очереди.
Если и после всех отсевов останутся недовольные, с 16 февраля в школах заработают конфликтные комиссии, которые будут разбирать жалобы родителей на "должностных лиц, действия или бездействие которых повлекли нарушение прав".
Другое дело, что из-за полной непрозрачности движения заявлений в очередях едва ли кто из родителей сможет указать на конкретные действия или бездействия конкретных лиц: по версии чиновников, все действия совершают программы информационной системы, и ни одна живая душа не притрагивается к заявлениям до их поступления в школы. А с программы спрос невелик: в крайнем случае комитет по информатизации и связи, освоивший в прошлом году на создании портала 142 млн рублей, освоит еще одну сумму с семью-восемью нулями, чтобы эту программу переписать.
Получается, новая система не выполняет даже главную свою функцию: устранить возможность для коррупции директоров школ: теперь все решает не директор, а программа. Но лазейка для тех, кто привык "решать вопросы" наедине, остается: ставишь галку, что ты льготник, а потом с директором вместе придумываете, как сделать так, чтобы льгота стала настоящей.
С другой стороны, остается лазейка и для честных родителей: региональную льготу на поступление в понравившуюся школы имеют дети, посещавшие пришкольные детские сады. Эти сады, как правило, являются платными (причем, гораздо дороже, чем подготовительные курсы), и остаются узаконенным способом пройти без очереди.
Надо что-то делать
Недовольны новой системой и директора школ. Причем, претензии есть как у сверхпопулярных учебных учреждений, так и у тех, чьи школы родительский ажиотаж обошел стороной.
"У нас в лицее было запланировано три первых класса, 75 человек. Сейчас добавили еще один, стало 100, а заявок от родителей поступило более 800!" — ужасается директор математического лицея №64 Приморского района Галина Иванова. По ее словам, в школу более 50 человек пришло только федеральных льготников: детей судей, военных и полицейских. Сейчас идет отсев, уже 12 человек не смогли подтвердить свои льготы, и очередь движется. Но у большинства детей шансы попасть в лицей равны нулю.
Резервов для создания дополнительных первых классов у лицея нет: при проектной вместимости в 600 учеников в нем уже сейчас учатся более 1,1 тыс. детей. "Мы и так на головах сидим друг у друга", — говорит директор. При этом дополнительный корпус, который строится для школы уже несколько лет, находится на стадии котлована.
"Многие родители выбрали наш лицей просто потому, что им хочется в 64-й, не понимая, что у нас усиленная программа, которая далеко не всем детям нужна, и не всем по силам. Они будут ходить, в то же время те дети, которые имеют склонность к математике, к нам не попали. То же можно сказать и о тех детях, которые живут в окружающих лицей домах: они видят школы в свои окна, но попасть к нам не могут. Тогда как их место занимают дети из другого конца района".
Реклама — двигатель учебы
Галина Иванова считает, что запись через МФЦ и портал хороша для центральных районов, где детей в разы меньше, чем в застороенных многоэтажками спальных. Но и те школы, которые оказались в противоположной ситуации, системой недовольны.
"Мы столкнулись с тем, что подавляющее большинство родителей просто не осведомлены о новой системе записи в школы", — жалуется директор СШ №87 Петроградского района Ирина Муляр. Это самая непопулярная школа в районе: в нее, судя по данным портала городских госуслуг, подали заявления всего 13 человек. У самой Ирины Муляр немного другие данные. "Мы открыли один первый класс на 25 человек. Заявок к нам поступило 26. Но в итоге пришли с документами всего 8 человек. 18 заявок висят, и родители не несут документы! Подозреваю, они считают, что уже записаны, а ведь это не так! Более того, к нам сейчас приходят некоторые родители, говорят: хотим к вам в школу, и с удивлением только от нас узнают, что надо записываться через портал и МФЦ. Информированность населения просто удручающая", — сетует директор.
В комитете по образованию говорят, что к руководителям школ, не заполнивших свои классы, будут приниматься "решительные меры", чтобы в следующем году сделать эти школы более популярными. "Мы уже приняли программу мероприятий по улучшению имиджа нашей школы", — сообщила Ирина Муляр, но суть программы раскрыть не пожелала.
По всему городу есть масса примеров, когда рядов стоит две школы: в одной сотни заявок, в другой — единицы. К примеру, на Бухарестской улице есть школа  №360, где, по данным портала сайта госуслуг, подано 17 заявок (принято — 7), а через дорогу — 226 школа, в которой система отмечает 143 заявки. Директор школы №360 Марина Другова отказалась обсуждать проблемы своей школы по телефону, отметив лишь, что на сайте госуслуг информация указана неверно. Правильные данные о числе поданных заявок она назвать тоже отказалась, объяснив, что не может этого сделать без своего начальства. В ближайшее время сделать это не получится — начальник РОНО Фрунзенского района Елена Гавриленко — в отпуске, несмотря на авральные дни.
В свою очередь, директор школы №226 Татьяна Семенова назвала главными причинами популярности своей школы качественную образовательную программу и хорошую техническую оснащенность школы. Что мешает руководству школы №360 улучшить, например, программу у себя, чтобы привлечь больше учеников, пока остается загадкой.
В школе №44, как и в большинстве других, сказали, что данные, лпубликованные на портале госуслуг неверные. Так, на портале указано, что всего в эту школу подано 28 заявлений, а в самой школе сказали, что 42. Однако объяснить столь незначительное количество потенциальных учеников не смогли, сказав, что неизвестно, чем руководствуются родители при выборе школы.
При этом в большинстве школ, опрошенных dp.ru, заявили, что не видят проблемы в том, что подается так мало заявлений. Более того, в учебных заведениях отметили, что это "совершенно нормально".

Куда идти учиться

"Путь, по которому идут в Москве, где более успешные школы поглощают мене успешных, нам не подходит, потому что у каждой школы свои традиции, которые надо сохранять", — говорит представитель комитета. В Петербурге по этому пути тоже пробовали пойти:  2010 году 642-я гимназия "Земля и вселенная" на Васильевском острове поглотила школу №645. Тогда это вызвало серию скандалов, а сегодня эта гимназия — самая популярная на острове: на 175 мест в 7 первых классах претендует почти 350 детей.
С другой стороны, школе №82 Петроградского района, где в 2014 году не удалось укомплектовать даже один первый класс, урок пошел впрок: она провела олимпиаду для дошкольников, на которую пришли сотни детей со всего района, и в этом году у нее нет проблем с комплектацией. Получается, родители просто знают очень мало школ, в основном, самых "раскрученных", и хотят идти только туда, игнорируя другие — не менее хорошие. А когда, совершенно логично, не попадают, куда хотят, из-за сумасшедшего ажиотажа, устраивают скандалы, пишут заявления в прокуратуру и жалуются чуть ли не Путину на нерадивых чиновников.
Вина тут, разумеется, на директорах школ, не заинтересованных в развитии и попурялизации своих школ. К ним год от года приходят дети не очень амбициозных родителей, а попытки разрекламировать школу или получить право открыть еще один первый класс неминуемо может вызвать недовольство начальства, ревность коллег из соседней школы, да и вообще это лишние хлопоты. Чиновники, чтобы решить эту проблему, тоже идут по понятному и простому для себя пути — осваивают десятки миллионов рублей на то, чтобы оптимизировать процессы и отчитаться о проделанной работе. Проводить для родителей представления школ, порекламировав не очень популярные, и изменив то, что не нравится родителям, да или просто сменить там директора на более инициативного — это путь долгий, неприятный и мало кому нужный.