"Завод АТИ" вложил 150 млн в производство тормозных накладок для грузовиков и автобусов

Автор фото: Максим Змеев

Завод АТИ, принадлежащий петербуржцу Сергею Васильеву, вложил 150 млн рублей в организацию линии по производству тормозных накладок для грузовиков и автобусов мощностью 50 тыс. единиц в сутки. Окупить инвестиции планируется в течение 3 – 5 лет.

Петербургский завод тормозных, уплотнительных и теплоизоляционных изделий — ОАО "Завод АТИ" — вложил 150 млн рублей в производство тормозных накладок под собственной торговой маркой ATI–ECO. Эти изделия предназначены для грузовиков, автобусов и троллейбусов. Мощность запущенного в конце 2014 года производства составляет 50 тыс. накладок в сутки. Рентабельность продаж — 30%. Окупить инвестиции на заводе рассчитывают в течение 3 – 5 лет. Основной владелец предприятия, он же глава завода, согласно данным базы СПАРК, — петербуржец Сергей Васильев. Ему принадлежит 39% акций общества. В петербургском бизнес–сообществе Сергей Васильев известен как активный христианин, он участвует в православном трезвенническом движении, построил при своем заводе церковь, по его инициативе учреждена общественная организация "Православный Санкт–Петербург".

Подходящий момент

Аналитики и эксперты считают, что сейчас самое удачное время инвестировать в местное производство запасных частей для автомобильного транспорта. В частности, емкость российского рынка тормозных накладок для грузового транспорта, автобусов, тракторов, железнодорожной техники составляет 19 млрд рублей в год. До недавнего времени доля импортных производителей достигала 60%, однако вследствие девальвации рубля осенью прошлого года расклад сил на рынке начал стремительно меняться.
"Возить тормозные накладки из–за рубежа стало дорого. В результате курса на импортозамещение отечественных накладок появляется в продаже все больше", — говорит Анатолий Смирнов, начальник технического отдела ОАО "ВАТИ" (один из крупнейших российских производителей тормозных накладок, дисков сцепления и т. п.). К тому же региональные и федеральные власти стимулируют государственные компании закупать товары у местных производителей. А основные потребители продукции завода АТИ как раз предприятия с госучастием — ОАО "РЖД", ГУП "Санкт–Петербургский метрополитен", ОАО "Газпром", ОАО "Роснефть", ОАО "ЛУКОЙЛ" и другие.
"Мы уже заключили контракты на текущий год с ГУП "Пассажиравтотранс" и с ГУП "Горэлектротранс" на общую сумму 50 млн рублей, а также с дилерами ОАО "КамАЗ" и ОАО "МАЗ" на сумму 70 млн рублей", — перечисляет коммерческий директор ОАО "Завод АТИ" Андрей Нечаев.
По его прогнозам, в 2015 году за счет реализации новой продукции выручка предприятия возрастет на 15% и превысит 802 млн рублей.
Нарастить доходы завод рассчитывает как за счет привлечения новых клиентов, так и за счет выпуска новых, модернизированных накладок, которые примерно на 30% дороже, чем продукция старого образца.

Быстрая окупаемость

По словам экспертов, одно из важных преимуществ инвестиций в импортозамещение тормозных накладок в том, что все компоненты для их производства полностью изготавливаются в России.
По мнению начальника аналитического отдела ИК "ЛенМонтажСтрой" Дмитрия Кумановского, инвестиции в такие проекты быстро окупаются. Так, срок окупаемости проекта, который реализовал завод АТИ, может составить меньше 4 лет, так как можно ожидать резкого сокращения продаж импортных изделий, в том числе китайского производства, на внешнем рынке цены на них выставляются в долларах. Потребление накладок в сегменте выпуска новых транспортных средств в 2014 году сократилось примерно на 23% в связи со снижением объемов выпуска грузовых автомобилей в России на 25,7% — до 154 тыс. единиц, автобусов — на 18,2%, до 43,2 тыс., тракторов — на 12,3%, до 6,7 тыс., и комбайнов — на 3%, до 5,7 тыс.
"При этом потребление в сегменте ремонта и обслуживания в 2014 году незначительно увеличилось в связи с ростом общей величины парка", — отмечает Михаил Бурмистров, гендиректор "INFOLine–Аналитика".
Эксперты прогнозируют, что в 2015 году спрос на комплектующие со стороны автозаводов продолжит сокращаться, а предпочтения ремонтных мастерских будут перераспределяться в пользу более дешевых отечественных аналогов комплектующих.