ОАО "Компания "Усть-Луга" распродает активы, чтобы расплатиться по долгам

Автор фото: Тихонов Михаил
Угольный терминал морского торгового порта Усть-Луга. ОАО «Ростерминалуголь».

ОАО "Компания "Усть-Луга" будет распродавать свои активы, чтобы расплатиться по долгам. Это позволит погасить около 1 млрд рублей долгов, из которых 600 млн рублей обеспечены гарантией Ленобласти. Если денег на долги не хватит, их придется отдавать из бюджета.

ОАО "Компания "Усть-Луга" будет распродавать свои активы, чтобы расплатиться по долгам. Это позволит погасить около 1 млрд рублей долгов, из которых 600 млн рублей обеспечены гарантией Ленобласти. Если денег на долги не хватит, их придется отдавать из бюджета. Такое решение в четверг принял совет директоров компании, рассказал один из членов совета, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Ленобласти принадлежит 20% в ОАО "Компания "Усть-Луга". "Свою роль компания выполнила. Она создавалась для строительства порта, привлечения инвесторов. Пришло время поэтапно сворачивать ее деятельность, распродавать активы, чтобы рассчитаться с кредиторами», — пояснил Александр Дрозденко.
"Дохода от продажи активов должно хватить на покрытие всех долгов компании, сумма которых превышает 1 млрд рублей", — надеется Валерий Израйлит, председатель совета директоров ОАО "Компания Усть-Луга".
В том числе, вырученных средств, по словам Александра Дрозденко, должно хватить на погашение кредита ВТБ и Ленобласти, не придется тратить бюджетные средства на погашение этого долга.
Дело в том, что в конце 2010 года областное правительство предоставило «Компании Усть-Луга» гарантии на 600 млн. руб. по кредитному договору с «ВТБ Северо-Запад». Деньги, по словам Валерия Израйлита, были направлены на развитие инфраструктуры порта. Но недавно выяснилось, что денег на выплату долга у компании нет, и банк потребовал вернуть ему 600 млн рублей через суд, и привлек в качестве соответчика правительство Ленобласти. Подробнее об этом читайте тут. Реакция областного праивтельства на этот скандал - тут.
Как ранее писал dp.ru, после реорганизации ОАО «Компания Усть-Луга» в 2012 году на ее балансе остались внутрипортовые системы инженерной и транспортной инфраструктуры: электро- и водоснабжение, связь, внутрипортовые автодороги, а также акции дочерних обществ, учрежденных для развития прилегающей к порту территории — создание промышленной зоны и строительство города на 34 тыс. жителей.
Все эти активы компания сейчас готовит к продаже, предлагает потенциальным инвесторам среди которых называются ЛОЭСК, Ленэнерго.
Выделенные из «Усть-Луги» в ходе реорганизации производственные активы достались ОАО «Транспортно-логистический комплекс» («ТЛК»), в частности, объекты многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» (в строительство которых вложено 8,4 млрд руб. из них 2,1 млрд руб. - средства Инвестиционного фонда РФ). Также «ТЛК» отошли и 74% акций ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга», оказывающего портовые услуги (стивидорные, буксировочные и пр.) на территории «ЮГ-2» и автомобильно- железнодорожного паромного комплекса (АЖПК), принадлежит ФГП «Росморпорт».
В ОАО «ТЛК» (так же как в ОАО «Компания Усть-Луга») Ленобласти принадлежит 20% акций. «Сегодня не лучшее время продавать эти бумаги», - отметил Александр Дрозденко. Но в перспективе, по его словам, акции будут проданы, такое решение уже принято. Ленобласть, по по словам губернатора, рассчитывает получить 600-900 млн рублей от продажи акций «ТЛК».
После строительства порта в Усть-Луге ОАО "Компания "Усть-Луга" займется развитием припортовой промзоны. Крупнейший резидент этой промзоны - завод по сжижению природного газа структур ОАО "Газпром" стоимостью 460 млрд рублей.
Компания "Усть-Луга" была создана в 1992 году специально для строительства морского порта на Лужской губе Финского залива, земли которого получила в управление. Она полностью принадлежала правительству Ленобласти. Однако до конца 1990-х годов проект реализовывался медленно, и в 1999 году "Усть-Луга" даже чуть было не обанкротилась из-за долгов перед подрядчиками.
Масштабное строительство началось лишь в 2000 году при губернаторе Валерии Сердюкове в рамках проекта ГЧП: 20,99% акций компании по-прежнему принадлежит Ленобласти, а остальные 80% акций принадлежат структурам связанным с Валерием Израйлитом (40% акций), а другие 40% контролируют компании аффилированные с РЖД, возглавляемое Владимиром Якуниным.
Основная роль "Усть-Луги" — привлекать инвесторов в строительство всевозможных портовых терминалов: нефтяного, контейнерного и т.д. Выделяемые под застройку земли оформлялись в собственность отдельные компании (ООО), учрежденные "Компанией Усть-Луга". Паи в этих "дочках", наделенных землей, продавались инвесторам.