Президент накричал на электрички

Владимир Путин распорядился срочно вернуть отмененные в регионах России электрички. В РЖД тут же принялись "разрабатывать план". Это хорошая иллюстрация того, как в России работает система управления.

Президент Владимир Путин на совещании с членами правительства страшно возмутился отменой электричек в некоторых областях России. "Железнодорожное сообщение должно быть восстановлено немедленно с гарантиями ОАО "РЖД" регионам по решению проблемы", — заявил глава государства и постановил действовать "не дожидаясь формальных решений". Мол, запустить поезда, и баста. "Что, у нас министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей", — изумлялся Путин.
В РЖД отреагировали мгновенно, как полагается в таких случаях, и пообещали, что в самые короткие сроки все восстановят. Правда, как это сделать, еще надо придумать. "Разрабатываем план. Будем возвращать в минимально возможные технологические сроки", — кратко сообщил неназванный представитель компании РИА "Новости".
История с электричками весьма показательна. Если коротко, то с начала года железнодорожники начали отменять пригородные поезда в регионах: сначала в Волгодской области, потом в Псковской, Тульской областях, а по данным спикера Совета федерации Валентины Матвиенко, проблема встала в 22 регионах. Пригородными перевозками занимаются дочерние компании РЖД, на Северо-западе это "Северо-Западная пригородная пассажирская компания". Версию железнодорожников взялся озвучить Владимир Якунин: "...электрички отменяет не РЖД. Именно местные власти вопреки указаниям президента и правительства не обеспечивают должного взаимодействия по созданию безубыточной работы пригородных компаний". Он говорит, что региональные власти не платят в полном объеме за перевозки — по итогам 2014 года из 72 субъектов РФ только 18 полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, а 23 компенсируют не более половины, пишет Владимир Якунин.
У властей своя правда — железнодорожники выставляют счета, растущие в невероятной прогрессии: "Для нашего региона сумма, которую мы должны платить пригородной компании, выросла в разы за эти три года. Если три года назад сумма была порядка 20-30 миллионов рублей, то на сегодняшний день мы должны компенсировать порядка 280 миллионов выпадающих доходов пригородной компании", — развел руками замгубернатора Псковской области Александр Кузнецов в эфире ОТР. А губернатор Новгородской области Сергей Митин вовсе заявил, что дешевле каждому пассажиру по "Жигулям" купить, чем платить железной дороге те деньги, что она запрашивает — в 2014 году СЗППК выставила счет на 51 млн рублей, а в 2015 году — на 130 млн. Владимир Якунин на это, кстати, знает что ответить: "Расчеты расходов пригородных пассажирских компаний осуществляются строго в соответствии с зарегистрированной Минюстом и утвержденной правительством методикой".
Виноватых можно долго искать. Как управляется железнодорожная империя Якунина, знает только он сам. Так работает монополия — наш продукт стоит вот столько, а завтра в пять раз дороже, если не заплатите, то ничего не будет. В ответ на любые вопросы можно предъявить тысячу методик, составленных, естественно, в самих РЖД. Безусловно, половина маршрутов в реальности маловостребованы, ездят на них несколько тысяч человек. Даже если пара сотен — все равно это важная вещь для людей, порой жизненно важная. И если уж признавать социальное значение пригородных перевозок, тогда их нужно целенаправленно субсидировать.
Но с другой стороны, РЖД как раз и является одним из главных получателей бюджетных денег. Как раз подоспело и заключение Счетной палаты РФ, согласно которому за последние 2,5 года железнодорожники получили 58 млрд рублей только на компенсации убытков электричек, но эффективных мер по снижению убыточности так не разработали, реформа фактически сорвана. Общая задолженность регионов за электрички меньше — около 40 млрд рублей. Инвестиционная программа РЖД на 2015 год — 414 млрд рублей. В октябре из Фонда национального благосостояния выделили 150 млрд на модернизацию Транссиба — под одну сотую процента на четыре года и 2,98% — начиная с 2020 года. "Уже второй год работаем в условиях жесткой экономии: в минувшем году "урезались" на 85 млрд. рублей, в 2013-м – на 100 млрд", — жалуется в ответ Владимир Якунин. Ситуацию усугубляет сложность структуры, когда "дочки" РЖД вроде бы ей подконтрольны, но должны платить, например, за пользование путями — теми же самыми, по которым ходят и грузовые поезда, и поезда дальнего следования.
В общем, теперь, как в том анекдоте, пришел лесник и выгнал всех из леса. Стукнул кулаком по столу — вернуть электрички, и все тут.
Вот только от денег РЖД просто так не откажется. И выбивать их будет любыми способами, обосновывая любой уровень расходов. Думается, слова президента монополист истолкует по-своему, как указание губернаторам немедленно заплатить, сколько требуется. И отмена электричек тут может быть чем-то вроде шантажа — ведь после прямого указания Путина и правительству придется, видимо, выкраивать какие-то новые субсидии. Эффект от начальственного окрика будет — но краткосрочный, как в Пикалево. От того, что Владимир Путин перед телекамерами унижал Олега Дерипаску, заводы рентабельными не стали и были вынуждены жить на бюджетные субсидии. Не станут рентабельными и электрички, и денег в региональных бюджетах больше не станет, и в карманах пассажиров — тоже. Так что рано или поздно проблема встанет снова. Если система построена не на расчетах, а на том, как договорятся между собой уважаемые люди — ведь возмущение Путина по сути не меньший волюнтаризм, чем выставление счетов железнодорожниками — по-другому вряд ли будет.