Смольный собирается лишить частных перевозчиков доходов от рекламы

Автор фото: Бобылев Сергей/ТАСС

Смольный отказывается повышать частным перевозчикам пассажиров тариф на этот год и хочет лишить бизнесменов дополнительных доходов от рекламы. В итоге частники уступают рынок госкомпаниям - только в 2014 году их пассажиропоток упал на 15 млн человек.

Наступивший год станет одним из самых сложных для частных перевозчиков пассажиров — расходы стремительно растут, а доходы компаний сокращаются из–за того, что тарифы не повышались более года, а пассажиропоток снижается.
В итоге негосударственные перевозчики уступают рынок госкомпаниям. Так, за 2014 год, согласно данным комитета по транспорту, частники перевезли 120 млн пассажиров, что на 15 млн ниже уровня 2013 года.
Зато государственный перевозчик наращивает объемы — ГУП "Пассажиравтотранс" перевезло 296 млн пассажиров, что на 6,5 млн больше, чем годом ранее.
Положительная динамика во многом объясняется тем, что в 2013 году комитет по транспорту расторгал договоры с частными перевозчиками и передавал их маршруты подведомственному ГУП.
Плюс к этому Смольный хочет лишить перевозчиков дополнительных доходов, а именно от размещения рекламы на бортах автобусов.
И, наконец, в планах комитета по транспорту — провести в этом году очередной конкурс среди частных компаний по распределению маршрутов, что, по мнению перевозчиков, приведет к переделу рынка и снижению доходов компаний, которые не могут похвастаться новым подвижным составом.

Кто виноват

Крупнейший перевозчик, ОАО "Третий парк", уже подал иск в петербургский арбитраж о признании недействительным решения комитета по тарифам Смольного оставить предельную стоимость проезда в автобусах на коммерческих маршрутах в 2015 году на уровне прошлого года — 36 рублей, притом что цена разовой поездки на социальных маршрутах с 1 января подорожала с 25 до 28 рублей. Стоит отметить, что в социальных автобусах ездит много льготников: пенсионеров, школьников, студентов. В итоге средняя стоимость проезда получается примерно вдвое ниже 28 рублей.
Недостающие средства перевозчики компенсируют за счет дотаций из городского бюджета и доходов от перевозки по коммерческим маршрутам.
В комитете по тарифам непреклонны. На запрос "ДП" о возможности повышения тарифов в этом году первый заместитель главы комитета Иван Болтенков сообщил, что предложения об увеличении тарифа на 2015 год в комитет представили всего пять перевозчиков из 15. Еще в августе прошлого года комитет запросил у перевозчиков дополнительные документы, но до сих пор не получил их. Если перевозчики предоставят отчеты о финансово–хозяйственной деятельности по итогам 2014 года и первой половины 2015 года, то комитет готов рассмотреть возможность повышения тарифов на 2016 год, сообщил чиновник.
В свою очередь, перевозчики говорят, что проблема не в документах, а в экономической ситуации, которая сложилась под конец прошлого года, и она не найдет полного отражения в балансе и отчете о прибылях и убытках. В частности, ремонтный фонд (стоимость запчастей) подорожал вдвое вследствие девальвации рубля, так как производимые в России автобусы собираются преимущественно из германских комплектующих.

Автобусная колористика

Перевозчиков возмущает еще и то обстоятельство, что на фоне неблагоприятной конъюнктуры комитет по транспорту обсуждает вопрос о запрете бортовой рекламы на автобусах. Глава комитета Александр Воробьев хочет, чтобы все автобусы в городе были одного цвета. "Может, белого, а может, не белого. Пока не знаю", — заявил он перевозчикам на одном из последних совещаний.
А между тем, по признанию генерального директора ПТК Алексея Ивина, годовой доход от бортовой рекламы составляет примерно 30 млн рублей. Сумма небольшая, не более 4% от совокупного годового дохода компании, но этого хватило бы на приобретение по текущим ценам трех автобусов большой вместимости.
Тем более что обновление автопарка — актуальнейшая проблема для многих компаний в преддверии очередного конкурса по распределению маршрутов.
Один из критериев отбора перевозчиков — возраст подвижного состава, то есть у кого старше автобусы, тот наберет меньше баллов, а значит, может уступить долю рынка конкурентам. Причем по условиям конкурса предъявить автобусы надо в момент подачи заявки. Перевозчики и рады были бы купить новые машины, что увеличило бы их шансы на победу, но в сложившейся экономической ситуации, когда ставки по кредитам достигли 30% годовых, ни одна компания не может себе позволить приобрести новый автобус в кредит: рентабельность пассажирских перевозок в среднем по рынку около 20%.
"Заявок на новые автобусы сегодня нет. Техника подорожала в среднем на 30% в начале этого года", — говорит Виктор Алешковский, гендиректор ООО "Питербасцентр". По его словам, автобус большой вместимости вырос в цене с 8 млн до 10 млн рублей, а средней вместимости — с 1,7 млн до 2,2 млн рублей.

Надежда умирает последней

После новогодних праздников перевозчики обратились в комитет по транспорту с просьбой продлить договоры, отложить проведение конкурса на 2 года и на столько же увеличить амортизационный период для автобусов. Сейчас они должны менять средние автобусы каждые 5 лет, а большие автобусы — 1 раз в 7 лет.
"ДП" в комитете по транспорту официально заявили: "В 2015 году истекает срок 75 договоров на перевозки по 421 автобусному маршруту, что составляет 64% всей маршрутной сети, обслуживаемой частными компаниями. С целью заключения новых договоров ведется подготовка конкурсной документации. Ориентировочный срок публикации извещения о проведении конкурса — первая половина февраля 2015 года. Полномочия для пролонгации договоров у комитета в настоящее время отсутствуют".
Но перевозчики не теряют надежды. 29 января на совещании с вице–губернатором Игорем Албиным они вновь просили его повысить тариф по коммерческим маршрутам до 39 рублей, отложить конкурс до 2017 года и разрешить продлить на 2 года срок эксплуатации автобусов, которым исполнится 5 лет в течение 2015–2016 годов. Вице–губернатор взял тайм–аут.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Впечатления от первой встречи с вице–губернатором Игорем Албиным хорошие — он познакомился со всеми перевозчиками, выслушал их мнение об особенностях работы пассажирского транспорта. Приятно, что он пришел на совещание подготовленным, заранее ознакомился с ситуацией и вник в суть происходящего. Очень важно, что он попросил информировать его, минуя комитет по транспорту, — это может означать, что человек хочет сам разобраться в ситуации, рассмотреть ее не только с радужной точки зрения комитета по транспорту, но и с точки зрения предпринимателей.
Василий Киселев
Председатель Ассоциации Перевозчиков
Нас порадовало, что Игорь Албин весьма адекватно отреагировал по поводу повышения тарифа. Мы просили поднять его до 39 рублей и сделать фиксированный тариф на все коммерческие маршруты, а не так, как сейчас, когда устанавливается предельный тариф. При существующих расценках, по моему мнению, не все компании смогут пережить этот год. Также вице–губернатор с пониманием отнесся к идее пролонгировать контракты с перевозчиками до 2017 года и продлить предельный срок эксплуатации подвижного состава на 2 года.
Михаил Богданов
первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк"