Зачем "Зенит" покупает игроков московского "Спартака"  

Автор фото: Крутов Алексей/ТАСС

Журналист Владислав Бачуров объясняет зачем "Зенит" возвращал из "Спартака" Владимира Быстрова, покупал спартаковца Павла Погребняка и для чего сейчас готов платить огромную зарплату другому игроку московской команды - Артему Дзюбе.

Для того чтобы понять, зачем Артем Дзюба нужен "Зениту", можно просто прочитать книгу популярного телекомментатора Геннадия Орлова "Вертикаль "Зенита". Четверть века петербургской команды". Книга выйдет в марте, к 70–летию автора, но уже сейчас на сайте planeta.ru можно заказать экземпляр с автографом Геннадия Сергеевича, посмотреть видео с его рассказами об игроках "Зенита", прочитать отрывки (например, рассказ бывшего генерального директора клуба Ильи Черкасова: "Мутко за деньгами для команды ходил даже к бандитам…").
Думаю, нет человека, более информированного о делах клуба за последние 25 лет. Я прочитал рукопись книги, ни разу не оторвавшись от экрана макбука. Знали ли вы, что главный тренер "Зенита" назначался и увольнялся решением обкома КПСС, что в начале 1990–х игроки получали $100 в месяц, а однажды им зарплату выдали сапогами и ботинками, что Павел Садырин прямо во время телеинтервью спас утопающего? Сдавал или нет Роман Березовский матч "Спартаку" и были ли обещаны остальным игрокам в том матче премиальные от "Алании"? Кто виноват в техническом поражении "Зенита" из–за нарушения правил заявки на матч доморощенного игрока?
Чтобы прояснить какие–то эпизоды, автор встречался со многими героями его воспоминаний: игроками, тренерами, руководителями клуба разных лет. "Данное издание не претендует на энциклопедичность и полноту. Это сборник очерков, сугубо авторский; это субъективный, возможно, не всегда справедливый — но честный — взгляд на то, что произошло с "Зенитом" в эти четверть века", — пишет Орлов.
Так вот, прочитав эту книгу, я понял, почему после покупки "Зенита" "Газпромом" был возвращен из "Спартака" Владимир Быстров, почему был куплен спартаковец Павел Погребняк, зачем сейчас готовы платить огромную зарплату другому спартаковцу — Артему Дзюбе.
Объяснение — в книге Геннадия Орлова. Автор описывает, как однажды во время беседы председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер рассказал ему одну историю. Не буду интриговать (в книге найдете и более неожиданные истории) и приведу небольшой отрывок из рукописи: "В юности, как и многие его товарищи, он страстно болел за "Зенит": ходил на матчи, обсуждал перипетии игр, горячо спорил об игроках, тренерах, тактических схемах… И для него, как и для многих ленинградцев, было подлинным праздником — общегородским, всенародным, — когда "Зенит" под руководством Юрия Андреевича Морозова впервые в своей истории завоевал бронзу чемпионата страны в 1980 году, уступив верхние ступени пьедестала лишь киевскому "Динамо" Валерия Лобановского и московскому "Спартаку" Константина Бескова…
В начале января 1981–го во Дворце культуры имени Ленсовета "Зенит" получал первые в своей истории медали чемпионата страны — за третье место в чемпионате. Праздник получился чрезвычайно содержательным и ярким. В поздравительном концерте приняли участие 12 (!) народных артистов Советского Союза, в числе которых были Кирилл Лавров, Игорь Владимиров, Владислав Стржельчик… Омрачало праздник одно — к моменту вручения зенитовцам бронзовых медалей команду покинул один из ее ведущих и самых перспективных игроков — 20–летний Сергей Швецов, перешедший в московский "Спартак".
Его вклад в успех клуба был весьма ощутим: он провел в "бронзовом" чемпионате 18 игр, забил четыре мяча. И тем не менее решением клуба и Федерации футбола Ленинграда он был лишен звания "Мастер спорта" и бронзовой медали и даже исключен из комсомола! "Насколько справедливым и оправданным было то решение, напоминающее месть от бессилия, сейчас не так важно, важно то, что в свои 18 лет я впервые, — вспоминает Алексей Борисович Миллер, — задумался о том, насколько же "Зенит" уступает многим советским клубам, тому же "Спартаку" — в финансовой и административной мощи, насколько, как выясняется, его руководители проигрывают московским футбольным авторитетам. Можно, оказывается, поманить — уж не знаю чем — молодого талантливого парня, и пятимиллионный город со всеми его предприятиями, парткомами, комсомольскими организациями не может ничего сделать, чтобы его удержать, чтобы отвадить от команды московских, да и не только московских, искусителей…"
"Было ощущение общей боли и обиды за родной город, за любимый клуб, за "стрелку", — продолжил Миллер. — И я тогда дал себе слово, что, когда у меня появится возможность, я обязательно помогу команде всем, чем смогу. Еще не знал чем. Но обещание дал. И эту страницу истории "Зенита" запомнил навсегда".
Как видим, Алексей Борисович Миллер свое слово сдержал.