Рецензия на выставку Филиппа Кондратенко "Цвет дня"

Автор фото: maps.yandex.ru

Рецензия арт-критика Станислава Савицкого на выставку Филиппа Кондратенко "Цвет дня", которая проходит в Музее Набокова.

В Музее Набокова проходит выставка Филиппа Кондратенко "Цвет дня" — озадачивающая зрителя смесь ретроспективы, репортажа и дневникового свидетельства.
В двух залах вывешены портреты и пейзажи, созданные в середине 2000–х и совсем недавно. В центре экспозиции — величественные ландшафты, залитые пульсирующим зеленым цветом. Угадывая в них элементы пейзажа, ваш взгляд совершает путешествие по плоскости холста, открывая в живописной абстракции иное измерение.
Это искусство созерцания мира вне фигуративности, искусство погружения в цвет и в пространство живописи.
Серия ландшафтов Кондратенко появилась за последние год–полтора. Первые холсты, преображающие светящиеся плоскости Ротко в классические петербургские пейзажи, рассеченные горизонтом, были написаны еще 7–8 лет назад. Пара таких картин представлена на выставке, рассказывающей в жанре репортажа о том, как создавались новые петербургские ведуты, а также о работах, этому сопутствовавших.
Портреты родных и близких написаны яркими красками, размашистыми мазками, броско, контрастно — и в то же время это живопись камерная и домашняя. В этих вещах нет намеренной соотнесенности с неоабстракционизмом, трансавангардом или традициями "Круга художников". Как и пейзажи, они восстанавливают эпизод художественной эволюции Кондратенко, который индифферентен к конъюнктуре современного искусства. При всем при том последние несколько лет новое поколение беспредметников заявило о себе в Германии и Франции, а на арт–фестивалях регулярно напоминают о своем существовании абстракционисты 1980–х.
Выставка Кондратенко подкупает тем, что свидетельствует о самостоятельном художественном опыте, созвучном тому, чем живет contemporary art. Еще более она располагает к себе тем, что посвящена работе художника. По нынешним меркам это почти экзотика. Рассказывать в дневниковом жанре о том, как пишется пейзажная серия, последнее время никому и в голову не приходило.
Многие ли сегодня способны занять публику не актуальным проектом, не кураторской разработкой, не акцией, а разговором о том, как художник занимается своим делом? Эта выборочная ретроспектива не подводит итоги, но прослеживает зарождение нового петербургского пейзажа, где горизонты и перспективы обретают форму в мерцании цвета.