Роуминг будет дорожать

Автор фото: Коньков Сергей

Сотовые операторы несут такие потери в международном роуминге, что будут вынуждены и дальше повышать тарифы, прогнозируют аналитики TelecomDaily.

На прошедших январских праздниках доля петербуржцев, которые пользовались роумингом, выезжая за рубеж, сократилась на четверть по сравнению с предыдущим турсезоном (лето 2014). Это выяснило в результате опроса агентство TelecomDaily. Мало того, самих выезжающих было на треть меньше, чем ранее. Таким образом, считают в TelecomDaily, произведенное перед праздниками повышение цен на услуги роуминга не компенсирует операторам всех потерь: сокращение турпотока, уменьшение доли пользующихся роумингом среди абонентов, увеличение выплат зарубежным операторам-партнерам в рублевом выражении. Аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение цен на роуминг.
В июне-июле 2014 года роумингом пользовались 58,5% путешествующих россиян, согласно опросу TelecomDaily. Значит, сейчас это примерно 44%.
Сопоставляя новогодние каникулы 2014 и 2015 годов, почти все операторы "большой четверки" говорят, что количество роумеров сократилось, но услуг они стали потреблять больше. Последнее компании объясняют тем, что проводили снижение цен в течение 2014 года.
Вместе с тем сотовики отмечают рост трафика передачи данных в роуминге. Это они тоже связывают с акциями, проведенными в течение 2014 года. Но стоит отметить, что передачей данных пользуются только 3-7% роумеров, в зависимости от оператора.
В "ВымпелКоме" (бренд "Билайн") говорят, что количество роумеров сократилось на 14%, а потребление голосовых услуг в расчете на каждого выросло на 24%. В целом же голосовой трафик сократился, SMS-трафик — тоже. Трафик передачи данных вырос более чем вдвое.
У МТС количество роумеров уменьшилось на 25%, общий объем звонков сократился на 26%, количество отправленных SMS — на 28%. Объем интернет-трафика вырос на 23%.
В Tele2 говорят, что число роумеров уменьшилось, а объем потребления ими услуг за границей не сократился. "МегаФон" пока не предоставил данные.
Перед новым годом почти все операторы пересмотрели цены на роуминг. "МегаФон" повысил базовые тарифы. Другие операторы, которые делали ставки на опции, произвели изменения в этой части. О дальнейшем повышении никто пока открыто не заявляет, но все фактически признаются, что зависят от иностранных операторов-партнеров.
"Мы по-прежнему воздерживаемся от каких-либо прогнозов по изменению цен, — сообщают в "ВымпелКоме", — но стоит отметить, что все взаиморасчеты с зарубежными роуминг-партнерами номинированы в валюте, и безусловно, текущая ситуация оказывает влияет на переговоры с партнерами, особенно в части голосовой связи".
"В вопросе снижения тарифов очень многое зависит от позиции наших роуминговых партнеров, на оплату услуг которых приходится порядка 70% затрат абонентов", — говорят в МТС.
"МегаФон", который делал ставку на базовые тарифы, переключился на продвижение опций: "Мы планируем удерживать цены на доступном уровне, в том числе одновременно предлагая клиентам широкий набор опций, позволяющих существенно экономить в поездках по всему миру". При этом в компании нацелены "сделать все возможное", чтобы сохранить свои конкурентные преимущества в роуминге.
"Для нас роуминг — это не высокомаржинальная услуга, а услуга, направленная на поддержание лояльности абонентов", — заявляют в Tele2. Поэтому там намерены "предлагать самые выгодные условия общения". Отметим, что роуминг никогда не был высокомаржинальной услугой, вопреки распространенному мнению.
"Операторы "большой тройки" еще будут повышать цены. Мы ждем этого в феврале", — говорит генеральный директор компании "ГудЛайн" (продает туристические SIM-карты) Сергей Трофимов. Его прогноз на 2015 год невесел: роуминговые доходы в лучшем случае составят 50% прошлогодних. И это при том, что за последний год, по его словам, число активных пользователей туристических карт в России сократилось почти в два раза, до 1 млн человек.
Тарифы туристических SIM-карт, как правило, номинировали в долларах, так что для россиян они подорожали автоматически. Поэтому в компании вынуждены были снижать цены, чтобы сохранить клиентов. Собираются снижать их и дальше, но выборочно – на самые востребованные услуги. В частности, на роуминг в Азии и на передачу данных.
"Мы наблюдаем перераспределение турпотоков из Европы в Азию, — рассказывает Сергей Трофимов. — Тайланд, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Индонезия — здесь мы уже понизили цены и еще будем понижать".
Представители "ВымпелКома" и МТС называют среди самых популярных среди абонентов-роумеров стран Беларусь, Египет, Таиланд, Германию.
Хотя рынку туристических SIM-карт последние несколько лет предрекают гибель, на нем действуют сравнительно новые игроки. В частности, основанная латвийцами компания Roamer, которая продает зарубежные SIM-карты, начала вести бизнес около 1,5 лет назад и ориентируется именно на СНГ: сейчас представителей содружества — 40% от всей абонентской базы (100 тыс. клиентов).
"Несмотря на кризис, мы не теряем, а наоборот, прибавляем. Так как для нас еще много неохваченных пользователей, сегодня рост нашей базы — по 20% в месяц (не только за счет России — dp.ru), — утверждает Петр Антропов, соучредитель Roamer. — Даже если российский рынок сократится в два раза, все равно, мы только на нем появились, для нас здесь еще много работы".
Что касается "большой тройки", программу активного продвижения роуминговых услуг с ее неожиданными, иногда рискованными ходами можно считать законченной. Теперь главное — минимизация потерь. Тем более, выручка от международного роуминга все равно составляет 2-3% в общей выручке большого оператора.