Александр Лукашенко не хочет быть в "русском мире"

Александр Лукашенко открестился от "русского мира" — белорусский президент в очередной раз демонстрирует свой редкий талант политического лавирования.

На пресс-конференции в Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко представил свое видение отношений с Россией на текущий момент. Выяснилось, что самый верный —- в народном сознании — союзник согласен быть им лишь с оговорками. Главная из них в том, что Александр Лукашенко не желает быть частью никакого "русского мира": "Есть отдельные умники, которые заявляют, что Беларусь — это, как они говорят, часть русского мира и чуть ли не России. Забудьте. Беларусь — суверенное и независимое государство. Мы заставим любого уважать наш суверенитет и независимость, кто помышляет, что не было, мол, такой страны. Не было, а сейчас есть, и с этим надо считаться", — цитирует белорусского президента "Интерфакс".
Лукашенко недоволен тем, что Москва принялась чинить препятствия ввозу товаров в Россию через Белоруссию. После введения эмбарго на поставку продуктов предприниматели начали пользоваться этой дорогой, российские власти возмутились и принялись возрождать таможенный досмотр — несмотря на то, что его не должно быть, так как обе страны наряду с Казахстаном члены Таможенного союза и главные участники Евразийского экономического пространства. Глава Белоруссии уже отчитывал за это российских партнеров, а сейчас заявил: "Если договоренности будут соблюдаться, то мы будем свято исполнять все, что касается ЕАЭС. Если не будут соблюдаться, то мы оставляем за собой право вплоть до выхода из ЕАЭС". И добавил, что Белоруссия сейчас торгует больше с Западом, чем с Россией, на чью долю приходится уже лишь 42% объема торговли. А единая валюта в ЕАЭС если и появится, то никак не при президенте Лукашенко — то есть единую валюту он заблокирует.
И ведь нельзя сказать, что Александр Лукашенко окончательно сжигает мосты. Нет, он и про важность российского рынка сбыта для Белоруссии сказал, и за дешевый газ отдал должное, и более того, комментируя высказывания о том, что после Крыма Владимир Путин может попробовать подчинить и Белоруссию, заявил следующее: "Выбросьте эти гадости из головы. Мы, русские, будем воевать с русскими? Я этого совершенно не представляю". То есть мы русские, но не часть "русского мира". А такие отдельные русские, которые белорусы, готовые любого заставить себя уважать, в том числе и "основных" русских. Позиция его касательно Крыма тоже довольно уклончива: "отчасти" Россия виновата в том, что ее "долбают" за Крым, но и украинские власти сами "подставились": "Считаете, что это ваша земля — надо было за нее воевать. Не воевали — значит, не ваша, и нечего сегодня страдать и стенать".
Для очень многих российских обывателей Белоруссия на самом деле ведь как-то так и видится: страна, которая гораздо больше похожа на Советский союз, а значит, в своем роде флагман, пример неприступного для Запада бастиона, каковым желательно бы сделать и Россию. И если бы на выборы президента объединенного государства, чисто теоретически, выдвинулись Путин и Лукашенко, то на самом деле еще неизвестно, кто победил бы. Сам Александр Лукашенко все годы своего пребывания у власти демонстрирует гибкость, хорошо чувствуя момент — когда надо, он делает шаг в сторону Москвы, когда надо, маневрирует в сторону Европы, то вступая, например, в "Восточное партнерство", то роняя что, мол, и не рвется туда, и все ему сходит с рук, даже отключение российских каналов и дружеское общение с Петром Порошенко.