Почему застройщики рады, что они не автодилеры

Автор фото: Джапаридзе Михаил/ТАСС

 Ситуация на рынке, которая складывается в России, особенно сильно бьет по автодилерам. Если в 2014 году объем продаж новых машин в России упал на 10,3%, то в 2015 году падение рынка может составить от 30% до 50%, говорят сами дилеры.

Наверное, сейчас каждый застройщик рад, что он не автодилер. В 2008 – 2009 годах застройщикам, по крайней мере в Петербурге, пришлось хуже всех. Тогда, вероятно, многие бизнесмены порадовались, что они работают не в стройке и что испытать на себе то же самое не хотели бы, несмотря на все прибыли в 2005 – 2007 годах. Теперь в похожей ситуации автомобильный рынок. У какого банка или страховщика ни спросишь про автокластер, у всех он "вызывает опасения". Действительно, ситуация на рынке складывается невеселая и настроения у участников тоже весьма пессимистичные.
По данным "Auto–Dealer–СПб", объем продаж новых автомобилей за 11 месяцев 2014 года в Петербурге снизился на 8%, объем производства четырех петербургских предприятий — Toyota, GM, Nissan и Hyundai — также сократился на 8%. В целом по стране падение рынка продаж составило чуть больше 10%. Складывается впечатление, что участники рынка смирились с неминуемым сокращением и даже соревнуются в том, кто назовет более впечатляющую цифру провала по итогам 2015 года. Обычно представители компаний стараются максимально приукрасить свои показатели хотя бы на словах. Давая комментарии об ожиданиях на текущий год, дилеры называли уровень падения рынка от 30% вплоть до 50%.
Спрос населения на машины снижается последние 2 года. И в текущем году нет предпосылок для исправления ситуации на авторынке. Во–первых, вряд ли стоит рассчитывать на то, что зарплаты большинства сотрудников будут в ближайшее время расти: компании стараются на всем экономить, в том числе на персонале. Инфляция, которая в текущем году ожидается более чем в 10%, и ослабление рубля диктуют рост цен на автомобили и комплектующие, что также отпугивает спрос потребителей. В–третьих, сами автодилеры имеют на руках кредиты, которые им сейчас крайне сложно перефинансировать: ставки по корпоративным займам приблизились к 20%, кроме того, банки с опаской смотрят на владельцев автоцентров.
Впрочем, ставки выросли и по автокредитам для физлиц, что также не добавляет последним стимулов для покупки машины. Кроме того, на фоне ухудшения ситуации в экономике потребители предпочитали вкладывать свободные средства в активы покрупнее, например в недвижимость.
Так что многие бизнесмены сокращают расходы, договариваются с импортерами о поддержке. Ведь сами производители заинтересованы в сохранении точек сбыта. Есть и помощь государства в виде действующей программы утилизации. Участники рынка сходятся во мнении, что переживут 2015 год не все — покинуть рынок могут до трети игроков.

1. Дилеров ожидает еще более глубокое падение продаж. Они рассчитывают на поддержку импортеров.

Игорь Седов, директор по продажам и развитию «Аксель Групп»:
По итогам года мы можем увидеть падение продаж на 35-40%, но в сегменте машин с ценовым диапазоном выше среднего (от 1,5 млн рублей) провал рынка будет не таким существенным — 20-25%. Дилерам стоит рассчитывать не столько на поддержку государства, сколько на своих импортеров, которые заинтересованы в сохранении сетей продаж и налаженных партнерских отношениях.
Максим Вирченко, директор центров Jaguar Land Rover ГК «Рольф» в Петербурге:
Дилерам срочно нужна поддержка государства в продажах автомобилей среднего ценового сегмента. Сейчас мы отмечаем катастрофическое — в 4 раза! — падение кредитных продаж, и это тянет весь рынок вниз. Субсидируя кредитную ставку, правительство не только поможет отрасли оправиться от кризиса, но и получит несопоставимо больший доход в виде налоговых поступлений.
Владимир Черников, директор по продажам компании «Авангард»:
Масштабы падения продаж у марок будут различными. Многое будет зависеть больше от политики представительств, чем от эффективной работы самих дилеров. Мы уверены, что наша работа и грамотные решения импортера сделают снижение продаж Mercedes-Benz не таким значительным, как у других марок.
Дмитрий Лазовский, директор «Атлант-М Балтика»:
В условиях снижения реальных доходов населения и ухудшения условий кредитования падение продаж автомобилей продолжится. В каких размерах — покажет время, но если ситуация дальше усугубляться не будет, то, по нашим прогнозам, рынок упадет на 30-35%. С такими показателями рынок будет отброшен на 5 лет назад, и положение многих игроков рынка может оказаться критическим.

2. Снижение спроса на машины и дорогие кредиты заставят некоторых игроков уходить с авторынка.

Игорь Седов, директор по продажам и развитию «Аксель Групп»:
Ситуация сложная, но дилеры сейчас будут стараться держаться до конца, пытаться найти выходы. С другой стороны, как говорят, «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Так что по итогам года с рынка могут уйти до 15% предприятий. Но не все будут уходить в текущем году, если ситуация с продажами не исправится, то игроки будут сворачивать свою деятельность и в 2016 году.
Максим Вирченко, директор центров Jaguar Land Rover ГК «Рольф» в Петербурге:
Сейчас ставки по кредитам для бизнеса выросли до заградительных масштабов. Дилеры, у которых не был сбалансирован кредитный портфель, а особенно те, кто брал кредиты в валюте, при текущих ставках не смогут перекредитоваться. Уже одного этого достаточно, чтобы бизнес многих дилеров рухнул как карточный домик. При неблагоприятном развитии событий крах ждет до трети всех автодилеров.
Ярослав Белоусов, член совета директоров ГК «Лаура»:
Серьезные проблемы будут у половины участников рынка, из которых 25-30% могут закрыться в 2015 году. К проблемам относится снижение покупательной способности — зарплаты населения не успевают за инфляций. В итоге срок пользования автомобилем увеличится с 4-5 лет в 2013 году до 6-7 лет в 2015-2016 годах. Кроме того, ослабление рубля привело к росту цен на машины.
Александр Иванов, председатель совета директоров группы Wagner:
Мы живем сегодняшним днем, что будет завтра, никто не знает. Рынок падает, и глубина его падения неизвестна, для роста спроса нет поводов, тем более что цены по разным моделям уже подняты на 15-20%. Конечно, не все дилеры смогут сохранить бизнес в 2015 году.

3. Производство автомобилей в 2015 году продолжит сокращаться.

Виктор Васильев, директор по внешним связям «Хендэ Мотор Мануфактуринг»:
В 2014 году завод Hyundai выпустил 237 тыс. автомобилей, что на 4% больше, чем в 2013 году. В настоящее время из-за общего спада экономики и снижения покупательной способности нет каких-либо предпосылок для роста автопроизводства. План завода Hyundai на 2015 год — произвести 228 тыс. машин.
Дмитрий Лазовский, директор «Атлант-М Балтика»:
Снижение производства продолжится, поскольку весь объем собранных в России автомобилей здесь же и продавался. В результате произойдет естественная санация рынка — слабые его покинут, а новых не появится. Остаться на рынке смогут дилеры, деятельность которых окажется более диверсифицированной. Как следствие, производители станут более внимательны к отношениям с дилерами.
Ярослав Белоусов, член совета директоров ГК «Лаура»:
Чем больше локализовано производство в России, тем меньше страдает производитель. Ослабление рубля привело к росту цен на автокомплектующие и автомобили, что в свою очередь влияет на снижение их производства. В Петербурге максимальная доля локализации у завода Hyundai — около 60%, у других данный уровень достигает 30-45%. Тем, у кого уровень локализации еще ниже, придется труднее всего.
Александр Иванов, председатель совета директоров группы Wagner:
Производство продолжит снижаться. Сейчас объективно лучше всех чувствуют себя корейские предприятия, у остальных дела хуже. Но как сильно упадет производство, пока рано говорить, по сути, после праздников прошло еще совсем немного времени. Основной вопрос — это регулирование спроса и как производители будут договариваться о ценах с дилерами.