Что произойдет в 2015 году с автобусными перевозчиками, возившими россиян в Финляндию

Автор фото: Бобылев Сергей/ТАСС

Автобусные перевозчики, работавшие на маршрутах из РФ в Прибалтику и Финляндию, уходят с этих направлений. Возможность заработка они видят только в междугородних рейсах по России, учитывая, что РЖД с начала года сокращает количество электричек.

Перевозчики пассажиров, в отличие от своих коллег по отрасли, специализирующихся на транспортировке грузов, смотрят в будущее без оптимизма — этот год для некоторых автобусных компаний может стать последним.
В первую очередь для тех, кто прежде возил граждан в Прибалтику и Финляндию. С конца 2014 года спроса на этих направлениях практически нет. Предприниматели переориентируются на внутренние (заказные) перевозки. В результате конкуренция обострилась до предела. Цены даже снизились, несмотря на рост затрат: повысилась стоимость топлива, запасных частей, поскольку почти вся техника импортная. Сейчас многие перевозчики оправдывают только расходы на топливо и зарплаты, а это значит — будущего у них нет. "Я бы продал все и ушел уже на покой, — сетует один из перевозчиков. — Еще год назад мне предлагали за мои автобусы 2 млн евро, а сейчас они никому не нужны даже даром".
О резком падении спроса на международных направлениях с ноября прошлого года говорят и авиаторы, и железнодорожники. Например, скоростной поезд "Аллегро" перевез за прошлый год на 11% меньше пассажиров (410 тыс. человек), чем годом ранее, сообщил Тимофей Шманев, начальник Октябрьской региональной службы развития пассажирских сообщений. По его словам, наибольший провал произошел в последние месяцы года.
Возможность заработка автобусные перевозчики видят в междугородних рейсах. Благо ОАО "РЖД", а точнее его дочерние компании, специализирующиеся на пригородных перевозках, намерено сокращать рейсы пригородных поездов из–за убытков, возникших из–за долгов региональных властей, которые не компенсируют в полном объеме железнодорожникам затраты на перевозку граждан. В частности, с февраля в Псковской области могут быть отменены все электрички. Власти региона уже заявили, что готовы закупить 30 новых автобусов, чтобы заменить электрички. Похожая ситуация и в Ленобласти, вопрос об объемах пригородного сообщения региональные власти сейчас активно обсуждают с железнодорожниками. Ясность должна появиться также к началу февраля.
Основываясь на опыте предыдущих переговоров, можно смело предположить, что вряд ли в областном бюджете найдется необходимое для удовлетворения аппетитов железнодорожников количество денег. Так что у автобусных компаний могут появиться неплохие возможности для заработка.
"Оценивая новые перспективы, нельзя забывать про нелегальных перевозчиков, с которыми государство не борется", — предупреждает директор МП "АРС" Александр Аристов.

1. Объем перевозимых транспортными компаниями грузов сократится.

Олег Валинский, начальник Октябрьской железной дороги:
Погрузка в 2015 году может сократиться примерно на 5%. В 2014 году мы выполнили план по погрузке, но он был ниже, чем в предыдущем году. Но в целом грузовая работа на железной дороге увеличилась, в частности, на 13% возросла выгрузка, прежде всего в портах. На снижение погрузки, конечно, повлияло повышение тарифов, но это далеко не главный фактор. Серьезный спад начался с середины октября. Наступивший год будет нелегким, наша задача — показать хорошие результаты, выполнить план.
Артем Баршай, генеральный директор ООО «Союз-химтранс-Авто»:
Спрос на контейнерные перевозки снизится значительно, на 50%. Это связано с общим падением импорта в Россию вследствие ослабления рубля и санкций. Планирую, что наша компания осуществит около 8 тыс. перевозок за следующий год. Это на 30% ниже текущих показателей.
Николай Чернецовский, руководитель отдела ВЭД ГК «Вента»:
По сравнению с 2013 годом объем таможенного оформления упал в 3 раза. Сейчас ожидаем падения еще на 25%. Но это касается существующих у нас потоков. Естественно, ведется планомерная работа по привлечению новых клиентов. Особенно это актуально в связи с переориентацией на импорт товаров и продуктов из Азии (в Китае у нас пять офисов). Будем стараться увеличить долю на рынке за счет ухода более мелких компаний, специализирующихся на таких же услугах.
Александр Гумель, исполнительный директор ТЭК «Авелана Логистик»:
В 2015 году мы планируем увеличить перевозки почти в 2 раза. По нашему мнению, спрос на перевозки контейнерными поездами будет расти, поскольку все клиенты стараются снизить затраты, а перевозка на контейнерном поезде значительно дешевле, чем автотранспортом. Дополнительно отметим, что стоимость доставки на поезде зафиксирована в рублях и не подвержена влиянию курсов. Также мы прогнозируем увеличение спроса на сопутствующие услуги — внутрипортовое экспедирование.

2. Железная дорога намерена перетянуть заказы с автомобильного транспорта.

Олег Валинский, начальник Октябрьской железной дороги:
В этом году мы начнем завоевывать рынок — намечены большие перемены, будет создан логистический блок, куратором которого, кстати, станет бывший глава Октябрьской дороги Виктор Степов. Наша задача — больше заключать комплексных договоров, включающих, помимо прочего, таможенную деятельность. Если мы будем только возить, то негативная тенденция сохранится. К концу года мы планируем запустить скоростной контейнерный поезд между Петербургом и Москвой.
Артем Баршай, генеральный директор ООО «Союз-химтранс-Авто»:
Возрастут экспортные потоки и внутрироссийские перевозки на фоне снижения импортных. Количество железнодорожных перевозок несколько возрастет по отношению к автомобильным вследствие необходимости удешевления транспортировки грузов. Снизится надежность перевозок (ускоренное старение транспорта при минимизации средств на ремонт).
Николай Чернецовский, руководитель отдела ВЭД ГК «Вента»:
Расходы на логистику в валюте вряд ли изменятся. Проходили это уже в 2008 году. Меньше будет авиаперевозок, где удельная стоимость на 1 кг значительно выше, чем при доставке другими видами транспорта. Во внутрироссийских перевозках возможны изменения соотношения перевозимых грузов между автомобильным и железнодорожным транспортом на дальних расстояниях. При доставке из Европы вряд ли произойдут значимые перераспределения потоков.
Александр Гумель, исполнительный директор ТЭК «Авелана Логистик»:
Грузопотоки могут перераспределиться в сторону портов, стоимость доставки через которые содержит наибольшую составляющую в рублях. Там, где есть налаженный сервис по железной дороге, например, контейнерные поезда, грузы будут тяготеть к доставке по железной дороге, а там, где нет налаженного сервиса по железной дороге, будут работать автотранспортом.

3. Перевозчики планируют увеличить доходы и прибыль, несмотря на общее падение рынка.

Олег Валинский, начальник Октябрьской железной дороги:
План по деньгам даже при снижении оборотов мы обязаны выполнить, а он предполагает увеличение выручки до 100 млрд рублей по итогам текущего года. За прошлый год выручка составила 85 млрд рублей. Доходы возрастут как за счет повышения тарифов, так и благодаря увеличению перевозки высокодоходных грузов, в частности контейнерных, которые сегодня часто перевозятся автомобильным транспортом.
Артем Баршай, генеральный директор ООО «Союз-химтранс-Авто»:
Себестоимость увеличивается, и маржа падает, но повышать цены пока не планируем, рынок не позволяет. Основное влияние на стоимость оказывают топливо и импортные запасные части к грузовикам. Уровень рентабельности по 2015 году будет существенно ниже, чем по 2014-му, но год закончить планируем все же с прибылью.
Николай Чернецовский, руководитель отдела ВЭД ГК «Вента»:
В нашем бизнесе мы можем говорить о рентабельности продаж или о рентабельности персонала. В любом случае и та и другая величина у нас достаточно низкая, и все говорит о том, что она еще понизится. Есть инфляция, сотрудникам в общем надо поднимать заработную плату, но спрос на услуги невысокий, спад продолжается, поэтому, если год пройдем «в нулях», это будет неплохой результат.
Александр Гумель, исполнительный директор ТЭК «Авелана Логистик»:
Безусловно, рентабельность бизнеса снизится, но мы планируем закончить 2015 год с прибылью. Себестоимость услуг в части железнодорожного тарифа выросла на 10%. Остальные затраты остались без изменений, поскольку все заинтересованные компании, наши партнеры, правильно понимают сложившуюся ситуацию и не повышают тарифы. Мы несущественно повысили с 1 января наши цены в соответствии с ростом железнодорожного тарифа.