Смольный сделал секрет из ненадежных банков

Автор фото: Коньков Сергей
«Банковская неделя Северо-Запада». IX Профессиональная конференция «Финансовая система и бизнес Северо-Запада: новые реалии». На снимке: Эдуард Батанов, председатель Комитета Финансов Санкт-Петербурга.

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко поручил правительству города перевести бюджетные деньги Петербурга на счета банков, входящих в десятку максимально устойчивых. Сегодня 16 млрд рублей из бюджета размещены на 4 депозитах в каких-то из 19 банков, уполномоченных комитетом финансов для участия в депозитных аукционах Смольного. Комитет отказывается сообщать, какие из этих банков считаются устойчивыми, а какие нет, и в каких из них сейчас лежат бюджетные деньги.

Ситуация вокруг банка "Таврический", в котором зависло более 40 млрд рублей средств юрлиц, в том числе 16,5 млрд рублей "Ленэнерго" и "МРСК Северо-Запад", а также 18 млрд рублей вкладов физлиц, вынудила губернатора Петербурга Георгия Полтавченко деятельно вмешаться в вопрос размещения в банках бюджетных денег.
"С учетом того, что в банковской сфере возникают проблемы, я прошу посмотреть, где наши органы исполнительной власти размещают средства, в каких банках," — потребовал губернатор от членов городского правительства. При этом глава города уточнил, что средства должны размещаться в кредитных организациях, входящих в десятку максимально устойчивых. В ответ вице-губернатор Александр Говорунов отметил, что правительство уже начало переводить бюджетные деньги.
Размещением временно свободных бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках занимается комитет финансов.
У него есть перечень из 19 уполномоченных банков, которые заключили генеральные соглашения, дающие им право участвовать в городских аукционах на электронных биржевых торгах. Это Сбербанк, ВТБ, ВТБ24, Газпромбанк, ГЛОБЭКС, Альфа-банк, "Возрождение", Ханты-Мансийский банк, "Санкт-Петербург", "Зенит", Промсвязьбанк, Связь-банк, АК БАРС,  ОТП-банк, Райффайзенбанк, Хоум-кредит, Банк Москвы и Россельхозбанк. Кроме того, кстати, в список входит НОМОС-банк, который давно уже не существует: его поглотил банк "Открытие".
За 2014 год город заработал на этом более 4,3 млрд рублей, а уже в январе 2015 года разместил четыре депозита в общей сложности на 16 млрд рублей: 5 млрд на 86 дней, 3 млрд на 90 дней, 5 млрд на 87 дней и 3 млрд на 30 дней. Какие из вышеперечисленных банков получили городские деньги — в комитете финансов назвать отказываются. "Это закрытая информация, не подлежащая разглашению, — объяснил корреспонденту dp.ru председатель комитета Эдуард Батанов. — В договорах с банками указано, что эти сведения составляют коммерческую тайну, и мы не имеем права ее разглашать".
Корреспондент dp.ru попросил экспертов оценить правомерность отказа и сообщить информацию о конкретном месте размещения бюджетных средств, ссылаясь при этом не на закон, а на условия договора. Ведь получается, что налогоплательщики, чьи средства чиновники передали коммерческой организации, не имеют права узнать, к кому конкретно попали эти деньги (по сути, деньги налогоплательщиков) только потому, что на неразглашении этой информации настаивает сама получившая деньги организация.
"Законом однозначно не прописана обязанность комитета публиковать данные о конкретном победителе депозитных аукционов, — рассуждает председатель Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Петербурга Константин Сухенко. — Соответственно, государственный орган самостоятельно определяет, делать ему это или нет. С другой стороны, мне представляется, что на запрос — скажем, судебный, или депутатский, или запрос следователя правоохранительного органа, они должны эту информацию предоставить".
По мнению старшего партнера юридической фирмы "Усков и партнеры" Вадима Ускова, размещение бюджетных средств на депозитах по сути является госзакупкой и регулируется соответствующими законами. "Я не знаю такого закона, который бы запрещал чиновникам разглашать сведения, составляющие предмет договора о размещении бюджетных средств. А ссылка в этом случае на условия самого договора, мягко говоря, несостоятельна",— рассуждает юрист.