Почему петербургские продуктовые сети не боятся кризиса 2015 года

Автор фото: Сорокин Донат/ТАСС

Петербургские продуктовые ретейлеры ожидают падение оборота в 2015 году на 10%. Сетям также предстоит решить вопрос с поставкой продуктов - ретейлеры озадачены поисками поставщиков из альтернативных стран (вместо ЕС).

Общаясь с крупными петербургскими ретейлерами на тему прогнозов года, я сделала вывод: никакой паники и растерянности, в отличие от 2008–2009 годов. "Мы это уже проходили", — говорит один из владельцев розничной сети, избавившийся накануне от роты зарубежных топ–менеджеров. "Зачем они мне сейчас? Они не имеют опыта работы в такое кризисное время, в отличие от наших управленцев, которые пережили уже не один кризис", — говорит предприниматель.
Большая часть петербургских сетей, конечно, сокращает или вовсе замораживает планы по открытию новых магазинов. Часто звучит фраза: "Будем сохранять то, что есть".
Но, несмотря на разные позиции компаний на рынке и отличные друг от друга стратегии, ключевые проблемы у всех продуктовых сетей одинаковые.
Самый животрепещущий вопрос: как сохранить маржу? Речь уже не идет о сохранении покупательского потока, хоть бы сохранить доходность розничных продаж, говорят сетевики. Еще один не менее важный вопрос — поставки продуктов питания. Во–первых, сети озадачены поисками поставщиков из альтернативных стран (вместо ЕС), а во–вторых, как закупать товар при закрытом доступе к заемным средствам. Ведь брать кредиты при базовой ставке ЦБ 17%, а коммерческой — 28–30% невозможно.
Атут еще одна напасть — массовые проверки сетей прокуратурой. Причиной послужило письмо генпрокурора Юрия Чайки с требованием проверить у них ценообразование. На прошедшем на прошлой неделе совещании у председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Эльгиза Качаева представители сетей заявили, что опасаются через месяц–полтора остаться с полупустыми полками. И, вместо того чтобы искать новые каналы поставок, они по полдня целым офисом готовят разные документы для проверяющих органов.
Опасения сетей не напрасны. Участники рынка говорят, что сегодня овощехранилища в Петербурге заполнены на 30–40%. Учитывая, что к началу марта традиционно заканчиваются запасы отечественных овощей–фруктов, а с закупкой импортных проблемы (у одних денег нет, другие не рискуют по таким ценам закупать), немудрено, что полки в сетях и правда опустеют. Кроме того, в одну ночь в январе неожиданно сгорели две овощебазы в разных районах, что говорит о проблемах рынка.
И, несмотря на все сложности, продуктовый ретейл в более выигрышном положении, чем непродовольственный. По итогам 2015 года ожидают падение оборота продуктов питания до 10%, в то время как оборот непродуктовой розницы может просесть аж до 40%.

1. Повышение цен, дефицит товаров — самые острые проблемы для ретейлеров в этом году.

Илья Якубсон , президент ГК « ДИКСИ»:
Все участники рынка единодушны в стремлении минимизировать давление на покупателя и не допустить дефицита. В декабре торговые ассоциации и союзы производителей решили ускорить рассмотрение уведомлений о росте закупочных цен. При этом сети сохранили право анализа каждого уведомления, требуя от поставщика убедительных аргументов. Ре-тейлеры остаются основным тормозом инфляции.
Олег Высоцкий, генеральный директор сети магазинов «Верный»:
Потребители будут уходить в более дешевый сегмент. Тема цен для них будет очень актуальна. Для магазинов на первый план выходят цены и ассортимент. Сейчас крайне важны своевременность и полнота поставок на распределительные центры. Для этого необходимо проводить работу по взаимодействию с действующими поставщиками и поиску новых партнеров.
Олег Рыбаков, управляющий директор ТД « Интерторг » («Народная семья»):
Мы будем восстанавливать объемы самостоятельного импорта, которые у нас упали из-за санкций раз в пять. Мы не можем привозить из ЕС сыры, йогурты, фрукты, овощи. Мы ищем альтернативные страны. Например, на днях мы получили первую партию аргентинского сыра. Еще одна антикризисная мера — это открытие до конца января фермерских отделов во всех магазинах Spar.
Михаил Ломоносов, коммерческий директор сетей «Полушка» и « Лайм»:
В продуктовом ретейле произойдет смещение спроса в сторону продуктов питания низкого ценового сегмента. Поэтому мы увеличили эту ценовую нишу почти в 5 раз, представив покупателям в каждой категории товаров предложение «Убойная цена». Мы проводим детальный анализ продаж, плотно работаем с поставщиками, ищем лучшие предложения по закупке на рынке.

2. Торговые сети замедляют темпы развития: при выборе помещения ключевым вопросом становится ставка.

Илья Якубсон , президент ГК « ДИКСИ»:
В этом году мы ожидаем, что условия аренды станут гораздо дружелюбнее к стабильному бизнесу. Арендный рынок чутко реагирует на меняющуюся конъюнктуру, порой выигрывая от роста курса валют, но сильно проигрывая от спада спроса. У «Дикси» консервативная методика оценки помещений, еще на этапе рассмотрения просчитываются все возможные сценарии развития событий.
Владимир Подвальный, владелец сети «Великолукский мясокомбинат»:
Мы не замораживаем планы развития на этот год. Но будем открывать магазины только на собственных построенных площадках. Сегодня у нас сеть насчитывает почти 630 объектов. В этом году закроем 10% от сети малорентабельных точек, которые расположены на арендных площадях, и 10% планируем построить. Нам интересны Псков, Великий Новгород, Тверская область, Республика Карелия.
Олег Рыбаков, управляющий директор ТД « Интерторг » («Народная семья»):
Мы продолжим развитие, но будем более взвешенно подходить к выбору торговых площадей. Мы закрыли около 12 объектов по всей компании. Под закрытие попали универсамы и супермаркеты, где-либо арендная ставка была выше 1,5 тыс. рублей за 1 м2, либо были слабо прибыльные объекты. В планах на этот год — открытие новых магазинов «Народной семьи», также большие планы по сети Spar.
Михаил Ломоносов, коммерческий директор сетей «Полушка» и « Лайм»:
На этот год у нас не стоит задача открыть конкретное число объектов. Отдел развития конечно же работает, ищет качественные площади, но плана по количеству нет. Мы пересматриваем свое отношение к уровню арендных ставок и, где не сможем договориться о комфортных условиях, закроем магазины. Уже сейчас видно, что в городе освободилось много торговых площадей.

3. В попытке отследить рост цен контролирующие органы усилят проверки торговых сетей.

Александр Мышинский, генеральный директор ГК «Реал» (сеть «РеалЪ — Свежие продукты»):
Проверок стало больше, в прошлый кризис в основном ходили пожарные и Роспотребнадзор. Сейчас федеральные сети стала проверять прокуратура, но это скорее политическое веяние, попытка переложить ответственность за растущие цены на сети. Ненужный контроль влечет существенный рост расходов, увеличение числа персонала, потому что на время работы закупки останавливаются. То есть контроль цен провоцирует их рост.
Илья Штром, генеральный директор сети супермаркетов «Лэнд»:
В связи с запретом на ввоз определенных продуктов из ЕС проверки участились. Думаю, в этом году будем получать несколько запросов в месяц от разных контролирующих органов. Мы ведем свой бизнес честно, поэтому особых проблем это не вызывает. Но иногда на это тратится много времени. На сбор документов уходит не менее 4 часов. Если проверяют налоги, то наши сотрудники могут и неделю собирать информацию.
Лидия Кулешова, замгендиректора по коммерческим вопросам «СуперБабилон»:
В кризис 2008 года не было такой чрезвычайной ситуации с ростом цен. Сейчас же удорожание затронуло всех, даже отечественные производители повышают цены, так как зависят от импортного сырья. Мы не повышали нашу наценку, удерживаем ее на прежнем уровне, поэтому, по моему мнению, нет оснований для проверки. По этой причине я надеюсь, что в этом году не станет проверок больше, чем всегда.
Михаил Ломоносов, коммерческий директор сетей «Полушка» и «Лайм»:
Я не помню, как обстояла ситуация с проверками в 2008 году, но сейчас их количество увеличилось многократно. Обращаются ФАС, прокуратура, Роспотребнадзор. Когда идет запрос из прокуратуры на предоставление большого объема информации за 4-5 часов, конечно, это серьезная дополнительная нагрузка для компании. Не буду лукавить, работа не останавливается, но сильно затрудняется.