Семейный скандал ставит под угрозу проект группы ЛСР на Октябрьской набережной

Автор фото: Ермохин Сергей
Промзона на Октябрьской набережной.

Жена бывшего акционера ОАО "Цементный элеватор" Ашота Малхасяна решила оспорить сделку, по которой он продал свои акции группе ЛСР. Между тем, элеватор снесен, а его участок площадью 4 га готовится к застройке жильем.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти наложил запрет на реорганизацию ОАО "Цементный элеватор" и на отчуждение его акций, принадлежащих сейчас ЗАО "ЛСР. Базовые материалы Северо-Запад". Ходатайство о принятии этих обеспечительных мер перед Новым Годом подала Татьяна Малхасян, супруга бизнесмена Ашота Малхасяна в рамках иска об оспаривании сделки, совершенной ее мужем более года назад, в декабре 2013 года.
В рамках этой сделки Малхасян, владевший 11,04% акций ОАО "Цементный элеватор", вместе с другими акционерами компании продал свои акции Василию Нечипоренко, который, собрав таким образом контрольный пакет, перепродал его группе ЛСР. В свою очередь ЛСР в 2014 году остановило предприятие и стало готовить его к ликвидации, а участок под ним на Октябрьской набережной присоединило к соседним, находящимся в собственности группы.  
ОАО "Цементный элеватор" создано в 1995 году мэрией Петербурга. Выручка элеватора в 2013 году составила 76 млн рублей, чистая прибыль — 7 млн. В середине "нулевых" годов предприятие было приватизировано. Основными акционерами к концу 2013 года были Андрей Жаворонков, Ашот Малхасян и группа "Цесла".
"Компания много лет не приносила никакой прибыли, и я решил свои акции продать. Предложил их нескольким покупателям, кто предложил больше, тем я и продал", — рассказал Андрей Жаворонков. Покупателя он назвать не захотел.
Однако, по данным отчетности компании, акции купил Василий Нечипоренко, который в течение года купил также 49,9% акций, принадлежавших "Цесле", а также 11,4% акций Ашота Малхасяна. Собрав пакет в 80% акций, он в апреле 2014 года продал их группе ЛСР, которая к тому времени скупила соседние заводы: "Проммонолит", "Пигмент", "Пламя" и фабрику "Бумага"? и теперь готовится застраивать жильем всю эту промзону на Октябрьской набережной общей площадью 56 га. На этой территории девелоперский холдинг собирается возвести два квартала жилья общей площадью  686,6 тыс. м2.
Узнав о сделке с ЛСР, Ашот Малхасян в 2014 году пытался оспорить свою сделку. Но в декабре 2014 года он сам отозвал свой иск, а затем в суд с иском об оспаривании сделки пришла его жена Татьяна Малхасян. В рамках ее иска суд запретил налоговой регистрировать реорганизацию ОАО "Цементный элеватор", а регистратору — регистрировать переход права собственности на спорный пакет 11,4% акций.
Связаться с Ашотом и Татьяной Малхасян пока не удалось. Между тем, источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что супруги развелись, бывшая жена при разделе имущества узнала, что муж больше не владеет акциями, и теперь она требует вернуть акции и отдать ей половину пакета.
"Цель иска понятна: скорее всего, речь идет об обычном грин-мэйле. Если истец получит назад свои 11% акций, он сможет сорвать все согласования проекта застройки участка: ни один здравомыслящий чиновник не выдаст никаких согласований при наличии такого спора", — рассуждает глава юридической компании "РосРазвитие-СПб" Игорь Елисеев. По его словам, в этом случае девелоперу придется договариваться, и тогда акционер сможет получить за свой пакет куда большую сумму, чем выручил по оспариваемой сделке.
По мнению адвоката юридической фирмы Borenius Анны Забродской, у супруги бывшего акционера есть шансы на успех лишь в одном случае: если есть брачный контракт, и он предусматривает обязательное нотариальное согласование всех сделок с акциями супругов. "По закону при совершении сделок с акциями, в отличие от сделок с недвижимостью и с долями ООО, продавец не обязан предоставлять нотариально заверенное согласие супруга. Это согласие подразумевается презумпцией добросовестности сторон". Поэтому, говорит эксперт, чтобы оспорить такую сделку, истице придется доказать недобросовестность покупателя: мол, он знал, что супруга против сделки, но все-равно ее совершил.
"Мы знаем о данном исковом заявлении, и будем следить за ходом судебных разбирательств, но не видим никаких оснований для изъятия у нас акций. В связи с этим у нас нет опасений в части реализации проекта. Особо хочется отметить, что лично Ашот Малхасян не высказывал никаких требований к руководству холдинга. "Группа ЛСР", в результате переноса производств с Октябрьской наб. 40-42, планирует строительство на территории в 56 га крупного жилищного проекта площадью 686,6 тыс. м2. Планировочно она разделена на два квартала.  Проекты планировок и межевания обоих кварталов уже согласованы правительством города", — прокомментировали иск в пресс-службе группы ЛСР.