Одежная сеть Vis-a-Vis закрывает 70 магазинов по всей России

Автор фото: Асмолов Евгений
Россия. Санкт-Петербург. Апраксин двор.

Из десяти магазинов  Vis-a-Vis в Петербурге закрывается три и планируется дальнейшее сокращение. Эксперты предрекают уход небольших сетей в интернет-торговлю на время кризиса.

В Петербурге сейчас действует 10 магазинов московской сети Vis-a-vis (включая один в Гатчине), которые продают женскую одежду и белье под одноименной маркой и мужское белье под маркой Torro. С начала года 3 магазина закрываются, в дальнейшем будет закрыто еще несколько точек. Всего по России планируется закрыть 70 магазинов из 150-ти. Финансовые показатели компания не раскрывает. Марка была основана в 2002 году и изначально зарегистрирована в Сербии, одежда производится по контракту на предприятиях Китая и Индии. Но сейчас, сообщили в компании, присматриваются к контрактному производству в России и странах СНГ.
"Кризис оказал свое влияние, покупательская способность падает, а арендная ставка остается на прежнем уровне. В Петербурге остаются только те магазины, которые давно работают и приносят прибыль. На сегодняшний день целесообразнее отказаться от торговых площадей, чем нести издержки. Но мы не уходим с рынка. Сейчас пересматриваем формат розничной сети и создаем интернет-магазин", — сказали в компании.
Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге отмечает, что многие помещения магазинов расположены на улицах с высокой проходимостью возле метро. "Ставки аренды здесь наиболее высокие среди всех точек сети, за исключением, конечно, Невского проспекта, который Vis-a-vis, вероятно, оставляет, в качестве флагманского магазина. Сами помещения у Vis-a-Vis небольшие — площадью до 120-150 метров. Соответственно, рыночные ставки аренды на указанных торговых точках, находятся на уровне 2,5-3 тыс. рублей за м2. Стоит отметить, что до текущего экономического спада ставка могла составлять до 4 тыс. рублей. Вероятно, арендатор не смог договорится с арендодателем о существенном дисконте, и принял решение закрыть часть точек”, — говорит он.
Гендиректор Y Consulting Дарья Ядерная отмечает, что операционные издержки для маленьких сетей в период кризиса становятся непосильными. "Сеть Vis-a-Vis работает в ценовом сегменте, рассчитанном на высокую оборачиваемость товара, и работает с небольшой маржинальностью. При падении трафика и пропорциональном падении продаж она сразу выходит в отрицательную прибыльность. Переход в Интернет позволяет исключить операционные расходы на аренду и заработную плату персонала, а в сетях сегмента бюджет и эконом это — две существенные статьи бюджета. Особенно если речь о магазинах в крупных городах подобно Петербургу, где аренда достаточно высока", — отмечает она.
О том, что одежные сети закрываются или сокращают количество магазинов, ДП сообщал в конце 2014 года. Тогда из 10 магазинов кожгалантереи московской сети Domani в Петербурге закрылось 6. Сеть "Вояж", по данным участников рынка, вообще прекратила работу. Закрылись магазины New Look, River Island, Stockmann заявил о выводе с российского рынка 20 магазинов Seppala. Однако потери несут даже крупнейшие одежные сети. Убытки, по итогам 9 месяцев, понес крупный ретейлер "Мэлон фэшн груп" (427 млн рублей, следует из отчета шведской инвесткомпании East Capital Explorer (совладелец "Мэлон фэшн груп").
По данным Дарьи Ядерной, в целом выручка в одежных сетях в стоимостных показателях даже выросла — предварительные итоги года +4,7% в рублях, но в натуральных показателях идет сокращение продаж на 13% в среднем по рынку. "Если же говорить о маржинальности, то около трети компаний получили серьезные убытки в масс-маркете одежды, обуви и аксессуаров. 2015 год станет годом рецессии и стагнации, мы ожидаем прирост продаж в рублевом выражении на 2,5%, сокращение спроса на 19% в натуральном выражении, уход с рынка порядка 7% компаний, из них большинство — малый и средний бизнес", — говорит Дарья Ядерная.