Как перестать бояться совещаний и начать работать в коллективе

Автор фото: Global Look Press

За годы офисной жизни вам могло показаться, что совещания, попытки работы в команде и прочие проявления корпоративного коллективизма не слишком продуктивны. А нет, не показалось. Сейчас поведаем, что не так с коллективной работой, и как с этим жить.

Если вы как раз сидите и ждёте какого-нибудь адского совещания, с прилагающимся к нему мозговым штурмом, на котором вы в очередной раз почувствуете себя как в шестом классе на уроке геометрии: хоть бы не спросили, вы можете спрятаться в укромном месте, вроде кладовки или туалетной комнаты. Или почитать наш текст о том, как с этим бороться.  Мы, не без помощи статьи Рона Фридмана, основателя консалтинговой фирмы для бизнесменов и руководителей, попробовали разобраться, почему так плохи дела с коллективной работой. Выяснилось, что совещания вам не зря кажутся контрпродуктивными, но всё можно исправить.

Математика успеха

Лучше всего объяснить процесс эффективного взаимодействия на примере семейных пар. Так ученые установили, что функциональным браком можно считать тот, в котором 1+1 равняется 2. Казалось бы с точки зрения арифметики всё очевидно. Не совсем! Функциональность достигается тогда, когда у каждого из партнеров (не важно, идёт речь о семье или совместной работе) есть собственные сильные стороны, которые не дисгармонируют между собой и могут обеспечить адекватное взаимодействие. Нездоровая пара рождает странную математику, где 1+1=1, такое обычно возникает за счет того, что один из партнеров сдерживает другого. При успешном же браке (ученые сомневаются, что такое существует в реальности, но мы верим в лучшее) таланты и умения сочетаются таким образом, что не просто не мешают развитию партнеров, а идеально дополняют друг друга и тогда 1+1 чудесным образом даёт в сумме три.
Но умение считать по данной формуле, как выяснилось, ещё не гарантирует эффективной работы в команде.

Причины провала

Вообще совместная работа на первый взгляд сулит массу плюсов: множество мнений позволяет заполнить пробелы в планировании и реализации проекта, докопаться до креативных решений проблем и свести к минимуму возможность совершения ошибок. Вроде, всё идеально. А нет, показалось. Ряд исследований выявил несколько существенных минусов в процессах кооперации нескольких сотрудников.
Побуждение к лени. Вам знакомо это неловкое чувство, когда к собранию подготовились вы один. Или ещё более неловкое, когда вы среди тех, кто не готовился? Тогда вам не нужно объяснять, что такое коллективное безделье. Чтобы вам стало немного легче, расскажем, что так делают все: большинство сотрудников во время коллективной работы отмалчиваются в надежде на то, что думать, высказывать мнение и  принимать решения будет кто-то другой. Вас это, конечно в какой-то степени оправдывает, а вот самому процессу совместной работы льстит не очень.
Странная демократия. Исследования показали, что даже когда человек в курсе, что все вокруг неправы, он соглашается с мнением большинства. Таким образом, сотрудникам приходится выбирать между качеством работы и хорошими отношениями в коллективе. То есть если, все сказали, что проект классный, а вам кажется – апофеоз идиотизма, вы с огромной вероятностью промолчите и примите мнение большинства, опасаясь, что коллеги вас будут меньше любить.
Ложная самонадеянность. Коллективные решения дают команде, принимающей их, ощущение того, что все вместе ошибаться не могут. На самом же деле ещё как могут. А уверенность в групповой безошибочности отвлекает внимание от внешних проблем, которые могут негативно повлиять на проект в итоге.
Трата времени. Сейчас будет немного занудства. Пока вы всем коллективом ржете над не всегда удачными результатами мозгового штурма, вы не выполняете свою непосредственную работу. Чем дольше вы совещаетесь – тем меньше работаете, а с учетом истории про лень, эффективность всей работы снижается.

Как реанимировать?

Но как и всё в этой жизни, ситуация с коллективной работой не фатальна. Если всё правильно сделать, то из безнадёжного сборища ленивых самодуров можно превратиться в эффективную команду.
Распределение обязанностей. Этот нехитрый трюк поможет избежать массовых приступов лени. У вас ведь у каждого своя должность в компании? И когда кончатся канцелярские принадлежности или существенно упадут продажи, босс сразу догадается, если не к кому лично, то в какой отдел ему забежать с порцией волшебных пенделей или гильотиной. То же самое будет работать и на совещаниях – пусть каждый отвечает за определенную часть командной работы. Например, один идеи придумывает, другой их критикует, третий отвечает за данные, … сто первый подводит итоги. При таком раскладе поспать не получится, но зато ваш коллектив, наконец, начнёт эффективно работать, избавиться от славы аутсайдеров и заработает много денег, часть которых (будем оптимистичны) достанутся лично вам.
Взаимодополняемые таланты. Чтобы совместная работа принесла результаты, вам нужно найти коллегу, который умеет то, что вам никак не даётся. Если вы, при этом, будете великолепны в сфере, неподвластной коллеге, то получите идеальную арифметику, где 1+1=3 и свернёте горы.
Домашняя работа. На совещаниях можно провести хоть все 110% своего рабочего времени, но возникает вопрос: кто же тогда будет работать? Чтобы и на ёлку влезть и сохранить целостность кожных покровов – придется работать вне офиса. О, да, мы уже представили выражение вашего лица и немой вопрос: «Совсем обалдели???» Не пугайтесь вы так! Мы просто хотели предложить вам продумать идеи заранее, а на совещаниях их просто обсуждать. Не пытайтесь изобразить невинную жертву, которую принуждают к сверхурочной работе. На придумывание идей нужно не так много времени, и вы прекрасно можете заняться этим, коротая время в пробке, или, поднимаясь в лифте, или за чашкой кофе. Зато это существенно сэкономит время, проводимое в переговорных комнатах. Признайтесь, вам ведь там не сильно нравится?