В Петербурге и на Северо–Западе откроют около 200 недорогих продуктовых магазинов

Автор фото: Денис Вышинский/ТАСС; Андрей Федоров; Сергей Коньков

Владельцы дискаунтеров готовятся к открытию новых точек, намереваясь потратить на эти цели на Северо–Западе более 4 млрд рублей. Они рассчитывают на приток покупателей из сетей гипермаркетов. Всего в регионе откроют около 200 магазинов.

Вопреки кризисным настроениям владельцы торговых сетей экономкласса заявили о расширении своих сетей в Петербурге и на Северо–Западе. Более того, в разгар кризиса на рынок выходят новые игроки. В этом году на Северо–Западе могут открыться около 200 магазинов демократичного формата.
Ретейлеры готовы потратить на реализацию этих планов около 4 млрд рублей, ожидая притока покупателей. "Ухудшение макроэкономической ситуации, преимущественно в IV квартале 2014 года, в стране привело к оттоку трафика и сокращению количества покупок в форматах супермаркета и гипермаркета", — говорится в отчете Х5 Retail Group. Отток покупателей, который компания "О’Кей" наблюдала с сентября 2014–го, усилился к концу года, говорится в отчете ретейлера. Объясняется это просто — покупатели начинают экономить и избегают больших магазинов, где велика вероятность импульсных покупок.

Нашли деньги на развитие

В 2015 году в планах компании "Дикси" открыть около 500 новых магазинов в России. Разбивку по регионам ретейлер не дает, но источник в компании говорит об открытии 100 объектов в Петербурге, Ленобласти, Новгороде и Пскове. По его словам, на совещании в головном офисе "Дикси" президент сети Илья Якубсон назвал нынешний период "Дикси–тайм" и поставил задачу перевыполнить план открытий новых магазинов на 20% в первом полугодии 2015 года.
Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева напоминает, что ранее ретейлер заявлял про 15 млрд рублей инвестиций на этот год (затраты на один магазин — до 20 млн рублей). Операционного денежного потока компании должно хватить для выполнения инвестпрограммы, считает она.
Планирует продолжить экспансию на Северо–Западе и лидер российского рынка розницы — "Магнит". Как рассказал "ДП" один из участников рынка торговой недвижимости, "Магнит" откроет не менее 90 дискаунтеров.
"Ранее компания заявляла о намерениях сохранить темпы развития на уровне прошлых лет, — напоминает Наталья Колупаева, — операционного денежного потока, который генерируют магазины "Магнит", достаточно, чтобы обойтись без привлечения заемного капитала".
Другой федеральный игрок, Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), пока не опубликовал официальные планы развития. Однако, по данным "ДП", компания намерена открыть в текущем году около 80 "Пятерочек" на Северо–Западе. Из петербургских сетей о своем развитии на этот год заявил и ТД "Интерторг" (развивает универсамы "Народная семья", супермаркеты "Идея" и "Норма", а также Spar по франшизе). По словам управляющего ТД "Интерторг" Олега Рыбакова, в этом году компания откроет около 20–30 универсамов "Народная семья" в Петербурге и Ленобласти в зависимости от наличия подходящих торговых площадей. Инвестиции в открытие одного универсама составляют 20–30 млн рублей. Сегодня сеть "Народная семья" насчитывает более 400 универсамов в Северо–Западном регионе.

Стартапы в кризис

На заре кризиса запустил свой проект и петербургский предприниматель Максим Бушко. В прошлом году он учредил ООО "Мировой" и открыл три одноименных магазина. В планах — нарастить сеть до 60 объектов в Петербурге. В магазинах площадью от 50 до 200 м2 совмещается торговля товарами повседневного спроса (2,5 тыс. наименований) и кафе. Ценовой сегмент — средний.
"В кризис освобождается большое количество торговых площадей, снижается конкуренция, и это благодатная почва для нашего активного роста и развития", — уверен Вячеслав Киселев, генеральный директор ООО "Мировой".
Он подчеркивает, что на фоне роста цен и большой нагрузки на покупательскую корзину потребитель уходит из крупных гипермаркетов в зону магазинов шаговой доступности, где может купить только самое необходимое, засилье сетей должно смениться развитием формата магазинов у дома.
Давно обещают открыть новую сеть бывшие акционеры "Ленты" Дмитрий Костыгин и Август Мейер. По последней информации, запуск первого "Оптоклуба "Ряды" намечен на I квартал, в планах на этот год — шесть объектов. Несмотря на масштаб (а общая площадь первого торгового комплекса составит 14 тыс. м2), его концепция отвечает новой тенденции — это будет дискаунтер.

Заморозка планов

В то же время операторы рынка гипермаркетов пересматривают свои планы развития и отказываются от расширения.
Так, финский ретейлер "Призма" объявил, что в 2015 году, скорее всего, открытий не будет. Компания сфокусируется на повышении эффективности существующих магазинов, сообщила гендиректор сети Марита Коскинен. Ранее компания планировала открывать по два–три магазина в год и довести их количество до 30. По факту работает 19 объектов: 12 супермаркетов и шесть гипермаркетов Prisma.
"Сеть магазинов "О’Кей" пока не опубликовала скорректированный план по открытиям на этот год. Но очевидно, что с учетом изменившейся ситуации на денежном рынке этот ретейлер снизит планы по открытиям магазинов, — говорит Наталья Колупаева. — Ранее "О’Кей" заявлял об открытии на 2015 год более 12 гипермаркетов и около 40 пилотных дискаунтеров в Москве. Такие планы потребуют более 20 млрд рублей инвестиций, в то время как операционный денежный поток сгенерирует только половину этого объема".

Использовать шанс

Количество вакантных помещений в коммерческой недвижимости однозначно вырастет, единодушны брокеры. Для тех, у кого есть средства на развитие, это удачный шанс занять хорошие места.
Так, в прошлый кризис даже центральная магистраль города — Невский пр. — подешевела настолько, что, например, "Продовольственная биржа" позволила себе запуск магазина "Полушка" площадью 850 м2.
Количество вакантных площадей, подходящих под продуктовые магазины, уже увеличилось на 10–15% в стрит–ретейле и на 3–5% в торговых центрах, приводят данные в NAI Becar в Петербурге. Доля вакантных площадей в торговых центрах в этом году может вырасти до 8%, прогнозирует JLL в Петербурге.
По мнению специалистов NAI Becar, кризис — благоприятное время для дискаунтеров, потому что они получают возможность занять хорошие места по сниженной ставке, к тому же на длительный срок — 5 лет.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
В связи со сложной экономической ситуацией некоторые бизнесы будут закрываться, и примеры такие в рознице уже есть. Поэтому, безусловно, будет происходить ротация арендаторов. Кроме того, в докризисный период многие собственники торговой недвижимости сдавали объекты по завышенной арендной ставке. В нынешней ситуации неизбежен пересмотр цен, и те владельцы недвижимости, которые не пойдут на уступки, рискуют вообще не сдать помещение. Я думаю, что падение уровня ставок составит 15–20%.
Сергей Лепкович
собственник компании "Деловой партнер" (управление собственной коммерческой недвижимостью)
Компания не планирует понижение заявленных планов развития ни на Северо–Западе, ни в целом по России. В 2015 году мы намерены наращивать эффективность, увеличить долю собственных торговых марок. В 2015 году планируем открыть около 500 новых объектов по стране. В среднесрочной перспективе мы продолжим открывать магазины в регионах, где уже представлены, а также расширим карту присутствия на территориях, которые могут обслуживаться через действующую структуру распределительных центров сети.
Илья Якубсон
президент ГК "ДИКСИ"