Владимир Тиняков: каско по карману только аккуратным

Автор фото: Тушин Антон/ТАСС

Руководитель Северо-Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Владимир Тиняков - о том, почему логика "заработал на страховке — поменял компанию" уже не работает

Недавний пример из нашей работы. Обратился клиент с девятью мелкими повреждениями автомобиля, полученными в один день. По девяти разным причинам. Вот как–то настолько не повезло человеку. Случай сейчас рассматриваем, но все нужные справки — в полном порядке. Такого клиента ждет очень большой сюрприз, когда он будет продлевать каско в следующем году. Вряд ли хоть одна крупная страховая компания согласится заключить с ним договор. Логика "заработал на страховке — поменял компанию" уже не работает. Ситуация на рынке такова, что впервые за последние 15 лет почти не осталось компаний, которым нужны клиенты любой ценой. Полные запреты розничного каско, заградительные тарифы — примеров ухода от проблем достаточно. Нормой стало поощрение аккуратного вождения и участие клиентов в мелких убытках. Клиентам с убыточностью, превышающей рядовую, нужно либо готовиться к очень серьезному росту цены полиса, либо играть в рулетку "заплатит — не заплатит", застраховавшись в неизвестной компании. Либо срочно пересматривать манеру вождения и менять свое потребительское поведение.
Что заставляет страховые компании менять правила? Во–первых, рост расходов страховщиков пропорционален колебаниям курсов валют. Затраты на импортные запчасти и расходные материалы составляют примерно две трети от всех сумм выплат страховых компаний по автокаско. Рост цен автомобилей, стоимости нормо–часа и т. д. не настолько серьезен, но также весьма ощутим. Во–вторых, кризис подстегивает характерные для российского рынка потребительские привычки, любовь к соревнованию со страховой компанией и стремление обязательно "отбить назад" за год свой взнос. И в–третьих, к затратам все страховщики сейчас относятся внимательно: компенсировать потери за счет новых продаж на падающем рынке не получится. А регулятор быстро пресекает и демпинг, и манипуляции с активами, и задержки выплаты.
Рынок назад не вернется. Даже если курс доллара завтра станет прежним, страховые компании не остановят работу над убытками каско. И все эти изменения приводят к тому, что на рынке останется совсем немного стабильных, успешных автостраховщиков, которые реально платят. Что можно предложить в такой ситуации? Беречь страховую историю. На Западе это ценность, о которой люди привыкли заботиться. Российский рынок тоже идет к информационной открытости, уже сейчас страховые компании получили доступ к кредитной истории потенциальных клиентов, полноценно работает база РСА по ОСАГО. Как сейчас заемщики беспокоятся о том, чтобы их кредитная история была привлекательной для банков, так и страховая история уже сейчас — вполне реальная ценность для автовладельцев. Когда–то можно было не задумываясь поменять страховую компанию и начать страховую историю с чистого листа. Это осталось в прошлом. Все это — трудные и болезненные изменения. Но итогом станет то, что кризис изменит рынок к лучшему. И нормой для него будут довольные клиенты и прибыльные страховые компании.