Зачем бизнесу финансировать средние специальные учебные заведения

Автор фото: Рюмин Александр/ТАСС

Марина Камаева - о том, должен ли бизнес поддерживать профтехобразование или нет.

На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что государство считает возможным отдать финансирование средних специальных учебных заведений (ссузов) бизнесу.
Я думаю, бизнес прекрасно понимает, что качество подготовки технических специальностей в системе профобразования серьезно отстает от требований современного производства и что существует проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров. И думает, как эту проблему решить. Справедливости ради надо отметить, что стараются что–то сделать все: училища выбивают себе финансирование на ремонты и оборудование, комитеты по образованию финансово их поддерживают, предприятия сами доучивают, берут студентов на практику, предоставляют оборудование. Но ситуация — экономическая, демографическая, географическая — в разных регионах России и даже внутри отдельно взятого региона настолько разная, что прописать всем одно и то же лекарство сейчас, по–моему, трудновато.
Кпримеру , на территории Ленинградской области (в Тихвине, Сланцах, Бокситогорске) существуют градообразующие предприятия, которые обеспечивают работой большинство людей из близлежащих населенных пунктов. Насколько мне известно, эти предприятия практически выполняют функцию обучающих центров или очень плотно работают с конкретным училищем, поскольку они понимают, что молодежь, которая не уезжает в Петербург поступать в вузы, придет на работу к ним. Наше предприятие находится в приграничном с Петербургом районе в крупной промышленной зоне, и ситуация у нас иная: пройдя стажировку и получив опыт работы у нас, оператор или механик может быть востребован как работник на других ближайших предприятиях города и области. И наоборот. При этом текучка работников на сегодня небольшая. Поэтому наша компания уже давно пошла по пути не просто поддержки одного–двух ссузов — мы систематически помогаем различным ссузам области, независимо от профиля их специальностей. К примеру, оборудуем современные учебные мастерские, стремясь к тому, чтобы у трудоспособного населения региона было преимущество в возможности выбора разных профессий.
Должен ли в целом бизнес поддерживать профтехобразование? Мне кажется, что рано или поздно все представители промышленности обязательно к этому придут и найдут свой способ участвовать в подготовке кадров, поскольку без квалифицированных сотрудников успех бизнеса невозможен.