В корпусе Бенуа проходит выставка Александра Самохвалова

Автор фото: Иванов С. В.

Выставка Александра Самохвалова проходит в корпусе Бенуа. Такой большой экспозиции советского художника не было уже лет сорок.

В корпусе Бенуа проходит выставка Александра Самохвалова. Такой большой экспозиции советского художника не было уже лет сорок. Увидеть его ранние рисунки или эскизы на конкурс на здание крематория 1919–1920 гг. чрезвычайно интересно. Не говоря уже о "Головомойке" — выпускной работе, которую учитель Самохвалова Кузьма Петров–Водкин не без ехидства переименовал в "Головоломку". Это в самом деле вещь понятная не до конца и сделанная, между прочим, под влиянием мэтра, учившего разрабатывать свой художественный метод. "Головомойка" — упражнение в жанре сцены в интерьере — превращает бытовой сюжет в эксперимент с неевклидовым пространством.
Помимо ранних интересны и работы, сделанные во время экспедиции в Самарканд под руководством Петрова–Водкина, и пейзажи Старой Ладоги, где Самохвалов участвовал в реставрации Георгиевского собора. Во времена "Круга художников" ему удавались портреты героев новой жизни. Апофеоз живописи Самохвалова — образы тружеников и спортсменов 1930–х. Немного похожие на иконы, немного на обложки модных журналов, немного на порно, эти портреты учительниц в полосатых футболках с расшнурованным воротом, метростроевок в лифчиках и спортсменок в приспущенных трусах веселят и озадачивают. Сколько в этих картинах советского абсурда, наивного энтузиазма и ученической любви к моделям с классическими пропорциями. С каким мальчишеством нарисованы груди забойщицы, орудующей отбойным молотком где–то в районе нынешней станции метро "Киевская"!
Затем были три престижнейших международных приза на Всемирной парижской выставке 1937 г.: в Бенуа показаны лайтбоксы со знаменитой девушкой в футболке и с эскизом панно "Советская физкультура" плюс иллюстрации к "Истории одного города" Щедрина. Иллюстрации, кстати, не самое сильное место Самохвалова. Хоть он учился на архитектора и много занимался книжной графикой, его призванием была живопись. Вопрос только в том, как оценивать то, что последовало за работами 1930–х: за "Кировым, принимающим парад физкультурников", написанным в год смерти партийного лидера, за панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и за Лениным на каком–то там съезде.
Выставка обрывается на 1940–х, ставя крест на Самохвалове 1950–1960–х. Не хочется верить в то, что даже фантастически талантливый художник превращается у нас в то, из чего сотворен Адам. Наверное, скоро будет следующая выставка, где история Самохвалова будет рассказана от начала до конца. В противном случае перед нами еще одно свидетельство того, как в России неминуемо деградирует все и вся.