В Смольном придумали штрафы для бюрократов

Правительство Петербурга собирается штрафовать чиновников за нарушения при оказании услуг. Штрафы, правда, невелики, но они могут стать дополнительным фактором воздействия на сотрудников комитетов.

Согласно проекту поправок в городской закон "Об административных правонарушениях", написанному в Смольном, чиновников, муниципалов, а также работников околочиновничьих структур, например, многофункциональных центров, предлагается наказывать за нарушение правил оказания услуг, в результате которых эти самые услуги или оказались вовсе не оказанными, или же оказанными, но с нарушением положенных сроков. За это будет предусмотрен штраф - 3-5 тысяч рублей для чиновников и муниципалов, 1-1,5 тысячи для остальных.
За требования документов, не предусмотренных законом или же платы за бесплатные услуги, штраф составит соответственно 5-10 тысяч и 1,5-3 тысячи рублей. За повторное нарушение придется заплатить уже до 15 тысяч.
На протяжении последних трех лет одной из основных организационных тем в Смольном было последовательное принятие множества административных регламентов по оказанию услуг - в каждом комитете, по каждой услуге разрабатывались и уточнялись подробные стандарты. В регламентах прописаны этапы рассмотрения обращений, сроки согласования, ответственные лица, правила оформления документов, права заинтересованных лиц и так далее. Вплоть до указаний на то, что специалисты дают ответы "в простой, четкой и понятной форме" или даже "не прерывают разговор по причине поступления звонка на другой аппарат", а время ожидания в очереди на подачу документов не должно превышать 15 минут. Теперь отступление от всех этих правил может стать основанием для штрафов.
Согласно законопроекту, составлять протоколы будут сотрудники комитета по правопорядку и законности, а рассматриваться дела станут мировые судьи.  Административные штрафы, накладываемые мировым судом, за нарушения правил оказания услуг - это нечто новое, признают госслужащие, с которыми поговорил dp.ru. Годами этот вопрос регулировался внутренним распорядком. И сейчас за нарушение сроков рассмотрения заявлений, проще говоря, волокиту, и другие нарушения чиновника можно заставить понести ответственность, но внутреннюю. Для этого нужно пожаловаться вышестоящему начальству, приложив документы. Чиновника могут ждать дисциплинарные меры - взыскание, выговор, и вплоть до увольнения, весьма популярной мерой является депремирование (ежемесячный доход чиновника в основном складывается за счет премии, а не оклада). Заявитель же может рассчитывать на ускорение хода дела.
"В принципе, сейчас за этим следят строго и реально наказывают, так что дисциплина на уровне и в Петербурге, и в Ленобласти, - рассказывают чиновники. - Все документы в базе и там видно, если они лежат без движения, и как долго. Установить факт той же волокиты элементарно по номерам входящих. Так что особенно большой надобности во введении штрафов нет, скорее, это шаг на публику, для отчетности о снижении административных барьеров, ну и может быть для дополнительного воздействия на рядовых сотрудников".
Впрочем, выбор наказания в определенной степени зависит и от личных отношений начальника и подчиненного. Кому-то могут сделать устное замечание, кому-то объявить выговор с занесением. Во многих случаях можно сослаться на уважительные причины нарушения правил. Общие для всех штрафы могут "выровнять" ситуацию, но связываться с судами и получать "административку" в госорганах очень не любят - сильно портится внутренний имидж. Поэтому в судах такие дела могут рассыпаться по инициативе начальства (например, оно может заявить, что виновный уже наказан дисциплинарно), или же будет делаться все, чтобы не доводить дело до суда вообще. Ведь для привлечения к ответственности главное и обязательное условие - доказанность факта.
Существует также понятие бездействия должностных лиц, прописанное в ГПК РФ - этим занимается прокуратура, которая может вынести чиновникам представление об устранении нарушений, признать бездействие можно и через суд. Но это уже относится не к административным правонарушениям.