Президенты районных администраций

Интересная история открылась в дискуссии о фильме "Левиафан" — как раз тогда, когда начались съемки, в том регионе произошел случай, похожий на описанный в фильме, предприниматель расстрелял чиновников. Это повод поговорить не столько о реальности мрачных сюжетов, сколько о том, кто на самом деле правит Россией.

Рассказал историю о предпринимателе Иване Анкушеве портал Znak.com — как пример того, что "Левиафан" Андрея Звягинцева не выдумка с целью опорочить, а зарисовка из жизни. Ну, то есть Znak ее так ловко вспомнил, а писали о ней в свое время много и подробно — случилась она в 2009 году, о чем журналисты говорят только в конце текста, а начинают так, как будто прямо сейчас, но если бы прямо сейчас, в разгар споров о том, как кино отражает реальность, было бы уж слишком. Суть в том, что в городе Кировске Мурманской области был такой предприниматель Иван Анкушев, который долго судился с городскими властями за свое помещение, в итоге проиграл, был выселен, а затем явился к главе администрации города Илье Кельманзону и застрелил его, зама по ЖКХ Сергея Максимова и себя, оставив душераздирающую записку. И вот как раз в 2009-м начались съемки "Левиафана", и как раз в Мурманской области, в Териберке и немного в Кировске.
В "Левиафане" владелец автомастерской Николай как раз тоже борется с местным мэром, желающим непременно построить храм на месте автомастерской, ну и в конце концов проигрывает; сюжет уже сто раз пересказан, а если кто не читал, то можно посмотреть, фильм есть в сети. "Чернухи" у нас всегда немало снимали, некоторые фильмы вроде "Брата" становились культовыми, но как-то в определенный момент стало подразумеваться, что все это может и было в лихих 90-х, а потом куда-то растворилось. Нынче в почете ударный патриотизм, так что и места мраку нет, мрак отступил. Целый министр культуры Владимир Мединский заговорил высокопарным языком советских газет: "Что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки — это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения". "Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах "Левиафана" я не увидел", — подчеркивал министр в разговоре с "Известиями". Патриоты рангом поменьше из блогосферы и вовсе заходятся — по их мнению, Звягинцев есть предатель, подло оклеветавший Россию только чтобы выслужиться перед Западом.
Ну и как бы вот всем этим людям говорят — ага, вот вам реальная история, которая доказывает, что в кино только вся правда, все это из жизни. На самом деле, историй о том, как предприниматель расстрелял чиновников от отчаяния, полно и не в России. И когда Владимир Мединский говорит о том, что сюжет универсальный, хоть для Колорадо, хоть для Парижа, с этим нельзя не согласиться, ведь и "Левиафан", как известно, основан на американской истории, но мог бы, конечно, и на какой-нибудь татарской или волгоградской. Анкушев — просто подколка в адрес местных властей, фильм воспринявших с деланным ужасом. Мол, невзаправдашнее кино, у нас в Териберке такого нет, а наоборот вот новый ДК построили, и никто водки не пьет и матом не ругается. Ну и конечно, роль местного церковного иерарха — вот это, пожалуй, главная чисто российская деталь, потому что в Колорадо или Париже скорее были бы какие-нибудь крупные бизнесмены, и не обошлось бы без коррумпированного сенатора. А в Кировске — "теневой хозяин" Сергей Максимов и  Илья Кельманзон, бывший сотрудник "Апатита", то есть с намеком на Михаила Ходорковского (хотя Кельманзон по должности с ним вряд ли особенно пересекался), ну то есть да, что-то такое немного похожее есть.
Постановления по судебным процессам Ивана Анкушева доступны в базе арбитражных судов — никаких священников там, конечно, нет. Власти требовали от него платить свою долю амортизационных и эксплуатационных расходов за содержание здания, в котором бизнесмен арендовал помещения, тот наотрез отказывался, "так как считает, что истец никаких затрат по содержанию жилого дома не несет", говорится в материалах (хотя специалисты говорят, что вообще-то это нормальная практика — платить за амортизацию), были еще суды по неправильному начислению налогов и по тому, что Анкушев заменил в магазине окна и просил вычесть стоимость ремонта из арендной платы, и другие. В конечном итоге долгов и пеней накопилось много, предпринимателя принялись выселять, в итоге он пошел и застрелил обидчиков. Потом, кстати, долги попытались повесить на его сына.
И если уж говорить о политическом подтексте, то главное, что можно понять и из фильма, и из всех этих историй про бизнесменов с обрезами, так это то, что власть в России — это вовсе не Путин, а местная бюрократия. Об этом на самом деле иногда говорят, но как-то не очень акцентированно, политики у нас так мало, что ее хватает только на Путина и "Единую Россию". Путин — это если про Сирию там, или Крым, или США, а если про жизнь обыкновенных людей, то это глава местной администрации, или замглавы района, примерно такой уровень. Чем дальше от центра, тем больше они цари и боги в своих вотчинах. Вот кто на самом деле главные люди в стране, проблемы возникают и решаются на этом уровне, и что там творится, никто не знает и не узнает никогда, никакой президент сюда не доберется, а исключения бывают редко. Ежегодные послания и все такое — это хорошо для телевизора, но в регионах играют по своим правилам, и если замглавы администрации не хочется, чтобы ты участвовал в тендере или занимал помещение, то он имеет все возможности сделать так, как ему хочется, а если Путин там что-то говорил про свободу бизнеса от давления, то можете Путину письмо написать, только потом не жалуйтесь.