Бизнес впервые теснит госпредприятия на рынке озеленения

Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев

Власти вставляют палки в колеса компаниям, пытающимся выйти на рынок ухода за деревьями и газонами, где до сих пор бюджетные 1,7 млрд рублей в год делили подконтрольные чиновникам фирмы. Год назад рынок по закону стал открыт для всех, но только на бумаге.

Частные компании вступили в борьбу за новый вид госконтрактов - уход за зелеными насаждениями. Эти деньги распределяет комитет по благоустройству. В год на такие работы во всех районах Петербурга уходит около 1,7 млрд рублей. Еще 1-1,5 млрд рублей тратят на уход за деревьями и капремонт в парковых зонах, но эту сумму разделяют на десятки маленьких подрядов.  
А вот 1,7 млрд рублей в этом году разыгрываются как никогда крупными "партиями", по данным Ассоциации электронных торговых площадок, на пяти крупных аукционах на понижение распределяли суммы от 325 до 437 млн рублей. В двух аукционах участвовали частные фирмы, которые снизили цену работ на 15%, предложив сэкономить по 60 млн бюджетных рублей каждая.
Примечательно, что в трех других аукционах, где частные компании не допустили к торгам, конкурировали лишь фирмы, на 100% принадлежащие городу (ОАО "Садово-парковое хозяйство "Фрунзенское" и ОАО "Садово-парковое предприятие "Нарвское" и прочие с аналогичными названиями). Так что бороться им не пришлось, и снижение цены составило во всех случаях одинаковые 0,5%. То есть, по сути, конкуренции, предписанной духом закона, не было. Получились те же самые субсидии, только усложненные лишними формальностями.
Для среднего и малого бизнеса несколько сотен миллионов рублей - это серьезное подспорье в работе и выход на новый уровень. Однако, как стало известно dp.ru, чиновники не спешат "впускать новичков на эту поляну".

Новая поляна

Такая "поляна" стала доступна бизнесу совсем недавно - в конце 2013 года. Тогда в перечне закупок, которые проводятся в форме электронных аукционов, появился и уход за зелеными насаждениями (распоряжение Правительства РФ №2019-р от 31.10.2013). До этого "зеленое" финансирование распределяли между государственных предприятий в форме субсидий. Профильный комитет по благоустройству сам решал, кому и сколько выделить денег.
В 2013 году, в первый год выставления этих работ на аукцион, большинство предпринимателей даже не заметили, что появилась такая возможность. И все контракты в очередной раз получили госпредприятия. То есть изменения были формальными. Прежние государственные садово-парковые хозяйства просто перерегистрировали в ОАО, создав советы директоров. Все эти ОАО и сегодня на 100% принадлежат городу в лице комитета по управлению городским имуществом (КУГИ). А созданные советы директоров состоят из представителей других государственных предприятий, таких как ОАО "ЗСД", например.
В 2014 году, после вступления в силу нового закона о госзакупках (44-ФЗ), предприниматели стали проявлять интерес к подрядам на озеленение. Их привлекло то, что "зеленые" закупки по 44-ФЗ должны проводиться именно в форме электронного аукциона на понижение. В этом случае, в отличие от формы конкурса, делается акцент именно на стоимости работ. То есть, если подрядчик снижает цену больше, чем конкуренты, он выигрывает. Это делает борьбу более прозрачной и дает малому и среднему бизнесу шанс на победу. При этом, по 44-ФЗ, заявляясь на конкурс, подрядчик предоставляет денежное обеспечение. Проще говоря, он вносит свои собственные деньги вперед, чтобы стать участником соревнования. Победитель подтверждает их банковской гарантией. Таким образом, если что-то пойдет не так (например, окажется, что компания демпинговала и затем просто исчезла), то деньги в качестве штрафа вернутся в бюджет.
Итак, на аукционы по уходу за зелеными насаждениями впервые заявились коммерческие компании. Эти аукционы объявлялись во второй половине 2014 года. Разыгрывались на них, соответственно, работы 2015 года. Однако все контракты в очередной раз получили госпредприятия. Исключение составили две фирмы: ООО "ПитерСтальКонструкция" (ПСК) и ООО "Невская Инженерная Компания" (НИК).
Борьба за заказы была весьма жесткая. К примеру, ПСК победила в аукционе на понижение с начальной ценой в 363 млн. Разыгрывалось содержание зеленых насаждений в Выборгском, Приморском, Кронштадтском и Курортном районах. ПСК предложила выполнить работы за 304 млн рублей, на 15% дешевле стартовой цены. Ее проигравший соперник, 100% городское ОАО "Садово-парковое предприятие "Выборгское"", попросило за работу на 2 млн рублей больше, чем ПСК, то есть 306 млн рублей.
НИК боролась примерно за такой же по цене лот и примерно на столько же - 15% - снизила цену в борьбе с госкомпанией. Но в последний момент по формальному поводу НИК отстранили от аукциона. Сейчас фирма подает иск в суд на действия комитета по благоустройству, о чем dp.ru уже подробно рассказывал. В суде на сторону НИК встала и антимонопольная служба.

Не допустим из принципа

Обе победившие в аукционах компании имеют опыт работы с городскими парками и скверами, собственную технику и штат сотрудников более 100 человек у каждой. ПСК раньше получала небольшие подряды на 10-20 млн рублей по госзаказам комитета по строительству, занималась ремонтом дорог в Кронштадском районе, работала по коммерческим заказам.
"Мы уверены, что можем качественно выполнить все работы, и никаких проблем с ресурсами для этого у нас не возникнет. При этом мы готовы сделать это за меньшие суммы, чем госпредприятия, которые еще и субсидии запрашивают на столь лакомый кусок работ. Мешают лишь административные барьеры и угрозы недобросовестных распорядителей бюджетных средств", - сказал dp.ru совладелец ПСК Александр Неверов. Он также сообщил, что после победы его фирмы в аукционе, он был приглашен в кабинет главы комитета по благоустройству Владимира Рублевского и имел с ним не очень приятную беседу.
Также и НИК - яркий пример среднего бизнеса. Фирма работает на рынке Петербурга и Ленобласти с 2009 года, занимается строительством, благоустройством, выполняет земляные и ландшафтные работы, а также занимается строительством и ремонтом дорог. Ее годовой оборот составляет около 200 млн рублей, при этом значительная часть контрактов - коммерческие. Сейчас руководители компании решили выйти на новые показатели, а для этого нужен госзаказ. "Если бы распределение подрядов было честным и прозрачным, мы давно вышли бы на полмиллиарда", - отметил в беседе с dp.ru гендиректор фирмы Андрей Хокконен.
После победы в аукционе на содержание зеленых насаждений в Калининском, Красногвардейском и Невском районах стоимостью 360 млн рублей, его тоже пригласили в кабинет Владимира Рублевского. По словам Андрея Хокконена, глава комитета сказал, что хочет познакомиться, и пытался создать климат дружеской беседы, но, в то же время, выражал откровенное недоверие.
На условиях анонимности представители одной из компаний-победителей конкурсов рассказали, что высокопоставленные чиновники сейчас убеждают их отказаться от выигранных заказов. Якобы, чиновники уверены, что частники не справятся с необходимыми объемами работ, угрожают частыми проверками с придирками и постоянными штрафами. За малейший недочет - по 1,5 млн рублей за каждый плохо убранный газон, причем, выписывать такие штрафы можно будет хоть по несколько раз в день. Также речь идет о полном запрете брать на субподряд госпредприятия. Это, по замыслу чиновников, лишит частные фирмы возможности справиться с обязательствами. При этом чиновников не смущает то, что без работы могут остаться сотни сотрудников проигравших конкурсы государственных компаний.
В распоряжении dp.ru оказалась аудиозапись одной из таких бесед. Сейчас мы проверяем ее подлинность, и, если она будет подтверждена, мы полностью опубликуем ее расшифровку на следующей неделе. Судя по тому, что обе компании сейчас отстаивают свои позиции в судах и антимонопольной службе, договариваться с чиновниками они не стали.

Благоприятная обстановка

В комитете по благоустройству пока не отреагировали на просьбу dp.ru дать оценку этой ситуации. Впервые редакция обратилась в комитет еще в понедельник (12 января) с просьбой прокомментировать суд с НИК, однако ответа не последовало. Вчера (15 января) мы направили дополнительные вопросы, в том числе, с просьбой к упоминавшимся в аудиозаписи чиновникам прояснить свою позицию. Как только комитет отреагирует на вопросы, dp.ru тут же опубликует ответ.
Еще несколько менее крупных подрядчиков также поговорили с dp.ru на условиях анонимности о ситуации с госзаказом. Все они высказывали единое мнение о том, что подряды на уход за зелеными насаждениями - это, фактически, самые выгодные работы, доступные именно малому и среднему бизнесу. Не менее выгодна уборка снега, за которую они тоже готовы взяться, и уверены, что справятся лучше, чем это удается большинству из нынешних подрядчиков.
О том, что малый бизнес нужно допускать к госзакупкам, не раз говорил и президент РФ Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев, напоминали бизнесмены в беседе с dp.ru. Они отмечали, что стоимость работ по озеленению, как и по уборке, легко снижается на 15-30% от той, что назначает Смольный. Даже в нынешних условиях обесценивания рубля с заказами можно справиться за меньшие суммы. А госпредприятия этого никогда не делали, потому что были созданы все условия для отсутствия конкуренции.
Так, фактически, сегодня бизнес готов к открытой борьбе за свое право на прозрачную и честную конкуренцию. По каким причинам это случилось именно сейчас? Возможно, катализатором стал экономический кризис и призрачное будущее всей бизнес-среды в России.
Эксперты уверены также, что именно сейчас в Петербурге для такой борьбы складывается благоприятная обстановка. "Появление комитета по госзаказу, который активно поддерживает и развивает Георгий Полтавченко, позволило многим участникам рынка строительных и прочих работ выйти на новый уровень. Комитет, как и антимонопольная служба - незаинтересованные лица. Поэтому при выборе подрядчика они способствуют эффективному размещению бюджетных денег. Заказчики же продолжают опираться на свои личные амбиции и пожелания. Остается добиться окончательно полной прозрачности, передав саму функцию отбора победителя независимой структуре, подобной комитету по госзаказу", - считает владелец группы компаний "Фортум" Артур Данчаров.
Сегодня заключение контракта проходит без участия комитета по госзаказу, который занимается лишь размещением конкурсной документации и решает организационные вопросы. В результате заказчики могут заключать контракты с "правильными" компаниями в течение нескольких минут после отклонения заявки одного из участника, даже не дав ему времени на жалобы и отстаивание своих позиций. Такие примеры были и в случае с конкурсами по озеленению.
При этом региональные чиновники часто ссылаются на несовершенство законодательства и объясняют этим необходимость так называемого "ручного регулирования". Такими умозаключениями они ставят под сомнение закон как таковой. Вместо строгого следования его букве и духу, проводятся частные встречи с подрядчиками, где им объясняют, что они, скорее всего, не способны справиться с работами, которые честно выиграли.