Книготорговые сети собираются открывать в Петербурге новые магазины, несмотря на кризис

Автор фото: Свистунова Валентина

Книготорговые сети планируют открывать новые магазины и расширять площади существующих, несмотря на кризис. Участники рынка рассчитывают, что на книгах потребители экономить не станут.

Сеть магазинов " Наутилус " (бывшая "БЧ–7") в начале года открыла четвертый книжный супермаркет, он расположен в атриуме ТРК "Сити–Молл". По данным брокеров, "Наутилус" занимает помещения площадью около 250 м2 в торговых комплексах, помимо книг, значительную долю ассортимента составляют компьютерные игры и фильмы.
Кризис — не самое лучшее время для выхода на этот рынок, однако более уверенно чувствуют себя книжные магазины в торговых центрах, говорят в NAI Becar в Петербурге, объясняя это большой проходимостью комплексов и более низкой ставкой аренды, чем в стрит–ретейле. Они напоминают, что за последнее время закрылось несколько магазинов сети "Буква", работавших в формате стрит–ретейла. "Книжные операторы никогда не были активными игроками рынка аренды, у них нет возможности поддерживать высокие ставки", — отмечают в JLL.

Рынок растет на дорожающих книгах

По данным "Книжной индустрии", в 2013 году объем книжного рынка России составил 50,38 млрд рублей, на протяжении последних лет он сокращается, и в 2013 году его объем снизился на 2,6%. В 2014 году, по оценкам экспертов, сокращение было существенно меньше — только 0,45%, на 2015 год прогнозируется снижение на 3,26%. "На петербургский книжный рынок приходится примерно 10% от общероссийского", — оценивает Денис Котов, генеральный директор сети "Буквоед". По его словам, количество читателей постепенно сокращается — примерно на 2–3% в 2014 году, в то же время количество покупателей в сети "Буквоед" в прошлом году выросло примерно на 9%, благодаря открытию новых магазинов оборот увеличился на 16%.
"Из–за того, что пик кризисных настроений пришелся на предновогодние продажи, снижение было не такое сильное, но средний чек сократился почти вдвое — до 860 рублей", — говорит Михаил Иванов, совладелец книжного магазина "Подписные издания". Одновременно количество покупок накунуне Нового года выросло в 2 раза, говорит он.
"В этом году снижения объема рынка в денежном выражении, скорее всего, не будет из–за того, что книги дорожают", — говорит Денис Котов. По его данным, книги из новых поставок выросли в цене на 10–15% из–за экспортной бумаги и подорожавших прав на европейские издания. "Литература на иностранном языке подорожала на 20% из–за пошлин на границе и логистики", — добавляет Михаил Иванов.
По данным "Книжной индустрии", 11,8% оборота рынка приходится на книги, проданные через неспециализированные розничные сети, например "О'кей", "Детский мир". В 2013 году доля сегмента "книги, канцелярские товары и продукция для творчества" от оборота сети "Детский мир" составляла 9,4%, или 3,4 млрд рублей, направление активно развивается, рассказали в компании.

Развитие без экономии

Вопреки кризисным настроениям, книготорговцы не намерены останавливать свое развитие в этом году. Петербургская сеть книжных магазинов "Бука" насчитывает 14 магазинов площадью от 70 до 150 м2. "Сейчас мы решаем, открывать ли новые магазины, скорее всего, количество магазинов не изменится, но мы будем расширять их площадь", — говорит Михаил Баклаженко, генеральный директор ООО "Библион" (сеть "Бука"). Так, например, площадь магазина в Выборге составляла 80 м2, а теперь увеличена до 260 м2. По его словам, медленное развитие сети позволило компании сохранить большой запас прочности.
Несмотря на то что площадь магазина "Подписные издания" всего 100 м2 и ее подчас не хватает, расширять магазин владельцы пока не будут. "Магазин на новом месте должен развиваться 2 года, прежде чем заработает свою аудиторию. Мы решили, что пока сосредоточимся на действующем проекте", — говорит Михаил Иванов. В этом году начнет работу интернет–магазин "Подписные издания" и будет расширен ассортимент сувенирной продукции.
"Буквоед" планирует открыть до 10 магазинов в 2015 году, однако готов менять планы как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения, если появятся недорогие помещения или рынок окажется слишком сложным.
Основная причина негативных показателей — это снижение количества читающих петербуржцев, сходятся во мнении участники рынка. Кроме того, с развитием электронных книг часть читателей перешла на пиратские ресурсы. Покупателей меньше, и бремя аренды, налогов становится слишком тяжелым для книжных магазинов. Однако участники рынка не теряют оптимизма. "Кризисные настроения, безусловно, влияют, но вряд ли читающие люди станут меньше денег оставлять в книжных магазинах и экономить на своем развитии", — говорит Денис Котов.