Социально близкое массовое убийство

Расстрел карикатуристов во Франции россияне приняли близко к сердцу - как руководство к действию, для одних желаемое, для других пугающее. Возможность  убийства за обиду постепенно передвигается в область приемлемого.

В таких историях, как расстрел 10 французских журналистов и двух полицейских исламскими фанатиками прямо в редакции журнала Charlie Hebdo, показательны всегда не только сами ситуации, но и реакция на них в обществе. И за последующие за массовым убийством два дня в комментариях недостатка не было - в том числе и в России. Поскольку происшествие - или, по определению Франсуа Олланда, теракт - связано с религией, то и мнения оказались в основном радикальными, немало нашлось тех, кто назвал расстрел "справедливым возмездием" для карикатуристов, покусившихся на пророка Мухаммеда (хотя не очевидно, что имелся в виду именно он - на обложке журнала изображены раввин и бородатый человек в белом одеянии и чалме, то есть по контексту это скорее просто образ муллы, но просто вот так считается, что это пророк), и не меньше - тех, кто ужасается такой оценке.
Это не первый уже случай, когда мусульмане волнуются из-за того, как европейцы рисуют их пророка (или мулл) - уже были и "карикатурные" скандалы с маршами протеста и беспорядками, и волна возмущения из-за фильмов, были и другие инциденты. В таких случаях многие с удивлением открывают для себя, что атрибуты светской европейской цивилизации - это одно, а религиозные вопросы - это вообще другое. Пора бы уже перестать удивляться. Ведь и в России мы уже видели кое-что подобное, например, в деле Pussy riot (были и другие), и если исламисты от протестов перешли к показательным убийствам, и особо патриотичные граждане поддержали их, то значит через какое-то время и у нас могут счесть это подходящим вариантом "справедливого возмездия". В блогосфере очень популярны рассуждения об "окне Овертона", так это оно самое и есть в действии.
В злорадстве "антикарикатурных" блогеров нет ничего, кроме желания уязвить ненавистных европейцев и продемонстрировать, что мы - не они. Это те же люди, что в любом русско-кавказском конфликте не скупятся на эпитеты для кавказцев-мусульман и те же люди, что ставили свечки в память о жертвах взрыва на вокзале в Волгограде. Где-то в глубине души они, может, и понимают, что стрелявшие во французской редакции и взрывавшие Волгоград - в общем, одни и те же люди с одними и теми же конечными целями. Но желание, чтобы французам с их "Мистралями", санкциями и однополыми браками стало плохо, гораздо сильнее. Только этим можно объяснить парадокс, при котором люди, которых больше всего в Европе раздражает именно толерантность, выступают против тех, кто вообще-то эту толерантность нарушил. Так что комментарии из серии "поделом им" больше похожи на попытку задобрить фанатиков, но глупо думать, что если ты просто не будешь рисовать карикатур на пророка, то фанатики к тебе не придут. У нас в России было уже слишком много терактов, чтобы этого не понимать, но может быть, некоторым остро не хватает таких же, но православных. И вполне реально будет сослаться на европейский опыт.
Показательно и то, кто в конечном итоге невольно, в силу, так сказать, масштаба личности, возглавил лагеря оппонентов - Михаил Ходорковский, призвавший всех журналистов распространить те самые рисунки, и Рамзан Кадыров, немедленно записавший Ходорковского в свои личные враги и враги всех мусульман. На фоне довольно сдержанного комментария Совета муфтиев России - мол, одни устроили провокацию, другие на нее поддались - слова Кадырова звучат залихватски, все-таки говорить от имени всех мусульман для светского лидера не самого, мягко говоря, большого региона в масштабе исламского мира это смело, хотя и ни к чему не обязывает. Судя по фотографиям с акций в поддержку карикатуристов, немало мусульман не разделяют его точку зрения, но если сидишь у себя в Грозном практически безвылазно, то врагом можно объявлять кого угодно, и если Ходорковский, как говорит спикер парламента Чечни Дукваха Абдурахманов, пропиарился на теракте, то Кадыров пропиарился на Ходорковском.