Структуры РЖД повышают цены на проезд в электричках

Автор фото: Чевалков Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Безбилетные пассажиры на Балтийском вокзале

Железная дорога повышает цены на проезд в электричках и сокращает число маршрутов. А власти регионов все чаще заявляют, что будут тратить деньги на строительство и реконструкцию автодорог, а не субсидировать неэффективных убыточных "дочек" РЖД.

ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания", дочка РЖД, повышает тарифы на пригородные перевозки по Ленобласти и Петербургу в среднем на 10%.
Правительства Петербурга и Ленобласти дали добро РЖД на повышение тарифов в пригородных поездах. Причем в обоих регионах тарифы повысятся по разному и в результате поездка из области в Петербург обойдется на 35-40% дороже, чем в обратном направлении.
Так с 12 января 2015 года тариф на проезд в электричке по территории Ленинградской области составит 37,1 рубля за первые 14 км плюс  2,65 рубля за каждый последующий километр после 14-го, сообщили в "Северо-Западной пригородной пассажирская компании" (СЗППК). А из Петербурга стоимость проезда составит 38 рублей за первые 20 км плюс 1, 9 рубля за каждый последующий километр после 20-го.
Парадокс разной стоимости проезда одного и того же расстояния по территории разных субъектов РФ, объясняется весьма хитроумной системой организации пригородных пассажирских перевозок в стране. Поясним, пригородные перевозки заказывает у РЖД субъект федерации. А железнодорожники выставляют тариф, по которому готовы возить граждан. Если региональные власти, сочтут предложенный тариф слишком высоким, то могут снизить его, но тогда им придется из своего бюджета выплачивать железнодорожникам разницу.
Такая система, внедренная правительством РФ почти пять лет назад, привела лишь к тому, что тарифы на проезд регулярно повышаются, а многие регионы оказались в должниках у РЖД.
Глава РЖД Владимир Якунин заявил в минувшем году, что долг регионов по пригородным перевозкам, преодолел критическую отметку , что вынуждает железнодорожников сокращать количество рейсов их частоту в регионах-должниках.
Только в ряде крупных регионов, в частности, в Москве, Московской области, Петербурге установлены максимально возможные тарифы, компенсации из бюджета не требуются, в этих регионах железнодорожники зарабатывают прибыль. В остальных же субъектах федерации тарифы установлены с учетом компенсаций из региональных бюджетов. Но власти, примерно 52 регионов, не доплачивают «дочкам» РЖД, в их число попадает и Ленобласть.
Ранее в РЖД заявлял, что совокупный долг по пригородным перевозкам превысил отметку в 30 млрд рублей, что, собственно больше объема субсидий выделяемых из федерального бюджета (25 млрд рублей) на компенсацию расходов по использованию железнодорожной инфраструктуры в пригородном сообщении. За которую до конца прошлого года РЖД получала от своих дочек лишь 1% от суммы этих расходов (остальное компенсировал федеральный бюджет). А с этого года «дочки» должны будут платить материнской компании 25% расходов на инфраструктуру и эта сумма включена в тариф. Соотвествующее постановление подписал премьер Дмитрий Медведев вчера, 6 января.
Большая же часть расходов (80%), согласно отчетности пригородных пассажирских компаний – это аренда подвижного состава (электричек) у РЖД.
В свою очередь региональные власти, со своими дефицитными бюджетами, заявляют о несогласии с расчетами РЖД. В частности, в правительстве Ленобласти, ранее говорили dp.ru, что тарифы СЗППК непрозрачны и власти не готовы покрывать сомнительные расходы перевозчика.
Власти многих регионов уже неоднократно задавались вопросом, а почему, собственно, электрички остаются в распоряжении специальных структур РЖД, а не переданы на баланс пригородным компаниям? Ведь в этом случае была бы очевидна балансовая стоимость подвижного состава, сумма амортизационных отчислений. Более того можно было бы договариваться с региональными властями о льготах по налогу на имущество.
На подобные заявления Максим Шнейдер, замначальника департамента управления «Пассажирские перевозки» РЖД, ранее публично заявлял, что перевод электричек на баланс пригородных компаний только усугубит их финансовое положение.
Достаточно странное утверждение, по мнению многих экспертов, ведь от перемены мест слагаемых сумма не должна меняться, зато вся схема тарифообразования станет прозрачней плюс дополнительные налоги в бюджет регионов.
Свободное рыночное ценообразование, пожалуй, самый логичный и здравый выход из этой сложной ситуации, пусть регионы согласятся с максимальным тарифом предложенным пригородными компаниями, тогда все затраты перевозчика лягут на плечи потребителей. Но, такого расклада боятся сами железнодорожники.
«Понимаете, одно дело возить по максимальному тарифу из Петербурга, здесь много пассажиров и доходы у них приличные. А если взять уже жителей Ленобласти, то ситуация иная, пассажиропоток по области меньше, доходы жителей ниже. Если поднять тариф до максимального, то ездить люди будут меньше и снова возникнут убытки», - поделился мнением один из специалистов Октябрьской железной дороги (филиал РЖД).
Это мнение вполне логично, уже сейчас стоимость проезда на электричке в некоторых направлениях из Ленобласти в Петербург выше, чем на автобусе, но люди продолжают пользоваться поездами, потому что автобусов не хватает, а автобусам не хватает дорог, приходится стоять в пробках.
Впрочем, власти регионов, все чаще заявляют, что будут тратить деньги на строительство, реконструкцию дорог, а не субсидировать неэффективных, убыточных «дочек» РЖД. А это путь к гибели пригородных компаний, так что пригородные железнодорожные перевозки их неминуемо ждет новая крутая реформа и, возможно, начнется она уже в этом году. Поскольку угроза отмены электричек, нависшая над рядом регионов в начале этого года, обернется социальными потрясениями. Они, скорее всего, не останутся незамеченными в высших слоях власти и Владимиру Якунину, региональным властям, Минтрансу РФ прикажут менять систему.