Россия планирует скупать корпоративные облигации, в том числе номинированных в валюте

Автор фото: Филиппов Алексей/ТАСС

Россия собирается начать скупку корпоративных облигаций, в том числе номинированных в валюте. Редактор "ДП" Александр Пирожков - о том, почему с экономической точки зрения скупка корпоративного долга рациональна для государства.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер в конце прошлой недели подписал приказ об индексации с 1 января 2015 года зарплат сотрудников газового концерна. Размер индексации в компании не раскрыли, что дает простор для фантазии. В коллективном договоре компании упоминается, что зарплаты индексируются "в соответствии с прогнозируемым повышением индекса потребительских цен". На следующий год даже члены правительства прогнозируют инфляцию выше 10%, а негосударственные экономисты допускают и 20%. С другой стороны, источники в концерне сообщали Интерфаксу, что индексация составит 6,7%, что будет сильно ниже инфляции и в этом, и в новом году. Однако большинство работодателей не индексируют зарплату вовсе. Не до того им в период кризиса, когда доходы падают. Если не сокращают жалованье — уже хорошо. Таким образом, сотрудники многих компаний, узнав об индексации зарплат в "Газпроме", наверное, слегка пожалеют о выбранном трудовом пути.
Не меньше поводов для зависти к подконтрольным государству нефтегазовым гигантам и банкам сейчас у предпринимателей, особенно у тех, кто имел неосторожность взять кредиты в валюте. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев рассказал в телеинтервью, что государство намерено начать скупку корпоративных облигаций, в том числе номинированных в валюте. Самые крупные должники, разумеется, будут очень рады такой поддержке. Хотя, возможно, для них это известие и не новость.
С экономической точки зрения скупка корпоративного долга, безусловно, рациональна для государства. Достаточно сравнить доходности по бумагам минфина США, в которых Россия хранит свои международные резервы, и по евробондам российских корпораций, чтобы удивиться: почему же скупка долгов не началась намного раньше? Ведь ежику понятно, что получать по резервам 6–8% годовых гораздо лучше, чем 2–3%. Только вот забота о сохранности резервов при этом уйдет глубоко на задний план. Как и забота о равных условиях конкуренции для всех субъектов экономики. Хотя, если взглянуть на дилемму "поддерживать — не поддерживать" с другой точки зрения, во время шторма экономике как никогда нужны островки стабильности.