Вторичный рынок и дешевые магазины окажутся в 2015 году в наиболее выигрышном положении

Автор фото: Жернов Вадим/ТАСС

После декабрьского потребительского бума в середине 2015 года рынок ожидает провал, прогнозируют ретейлеры. Выиграют самые дешевые магазины и операторы вторичного рынка, куда сместится потребительский спрос.

Накануне этого Нового года традиционный сезонный пик продаж оказался выше из–за покупательского ажиотажа, связанного с падением рубля. Если в ноябре оборот петербургской торговли составил 22,1 млрд рублей против 20,1 млрд в 2013 году, то декабрьские продажи вполне могут достичь 25 млрд рублей против 23 млрд годом ранее.

Финны помогли скупить телевизоры

Продажи крупной бытовой техники: холодильников, стиральных машин и телевизоров — выросли на 20–30% после того, как курс евро начал стремительно повышаться. Основной мотивацией стало стремление потребителей сохранить свои сбережения, вложив их в дорогостоящие товары, которые продавались по старым ценам. Свою лепту в рост продаж внесли жители приграничных государств, отмечают ретейлеры. Например, в смоленском "Телемаксе" значительную часть покупателей составили жители Белоруссии, в других регионах — жители Казахстана.
В Петербурге ощутимую прибавку внесли финны после увеличения покупательной способности их валюты. "Мой знакомый из Хельсинки не планировал покупать технику в Питере, но, когда понял, какая разница в ценах, потратил здесь 1 тыс. евро", — рассказывает один из бизнесменов.
По данным ресурса "На границе.ру", еще 16 декабря на пропускных пунктах со стороны Финляндии начали выстраиваться очереди из машин. На 20 декабря они насчитывали уже 120 автомобилей, и пик был в субботу — более 400 автомобилей.
ИКЕА после огромного притока покупателей была вынуждена приостановить продажи кухонной мебели и бытовой техники. Сейчас на сайте ретейлера висит информация о возобновлении продаж, но рост цен по разным категориям товаров составил до 30%.
Продавцы традиционных подарочных товаров на спрос тоже не жалуются. Так, продажи продукции Императорского фарфорового завода выросли на 15% по сравнению с ноябрем–декабрем 2013 года, рассказали в компании,
Денис Котов, генеральный директор сети "Буквоед", говорит, что по сравнению с предновогодним периодом 2013 года его продажи тоже выросли: "Результат превзошел наши ожидания примерно на 1–1,5%".

Не до жиру

По результатам исследования GfK, растущий пессимизм потребителей пока далек от ситуации в кризис 2008 года, тогда индекс потребительского настроения упал сразу на 31 пункт. В этом году индекс снизился только на 7 пунктов. Однако эксперты напоминают, что в предыдущий кризис падение продаж на рынке товаров повседневного спроса произошло через 5–6 месяцев после спада в настроениях россиян.
"Можно предположить, что сегодняшняя неуверенность потребителей проявится в рыночных показателях с марта по июнь 2015 года", — делают вывод исследователи.
"Второй и третий кварталы 2015 года будут тяжелыми из–за экономической ситуации в стране и психологического настроя потребителей", — соглашаются на Императорском фарфоровом заводе.
"Естественно, после ажиотажного спроса в 2015 году будет некоторый спад по крупным и средним покупкам, но я надеюсь, что на товарах стоимостью до 1 тыс. рублей это не отразится", — говорит Денис Котов.
Магазины бытовой техники пытаются заручиться спросом покупателей на следующий год, выдавая при покупке сертификаты, которые можно будет потратить только в январе.
В условиях падения покупательной способности в наиболее выигрышном положении окажутся вторичный рынок, дисконт–центры и магазины, которые работают в низком ценовом сегменте, прогнозируют участники рынка.
"Мы ожидаем увеличения количества объявлений, люди будут экономить, покупая нужные вещи на Avito, а не в магазинах, — говорят в пресс–службе ресурса, — так было в разгар прошлого кризиса, мы зафиксировали существенный рост трафика и пользовательской активности на сайте".
Еще в начале 2014 года, когда произошло первое изменение курса рубля, многие партнеры повысили цены. Сейчас подавляющее большинство поставщиков уведомили о грядущем подорожании всех своих контрагентов. Сроки и объемы разные: кто–то повысил цены немедленно, кто–то сделает это с января–февраля 2015 года, у кого–то весь ассортимент подорожал, а у кого–то — отдельные номенклатуры. Тем не менее продажи продолжают расти. По ряду категорий оборот уже в несколько раз превышает показатели аналогичного периода 2013 года. В лидерах продаж — крупная бытовая техника и телевизоры.
Алексей Сердюченко
вице–президент по закупкам компании "Эльдорадо"
На предпраздничную гонку наложилось изменение валютного курса, что привело к смещению пика покупательской активности с последней недели декабря на 1–2 недели раньше. Покупать предпочитают крупногабаритную технику: телевизоры, холодильники, стиральные машины. Традиционно для декабря большим спросом пользуются товары из категории подарков. Кстати, на товары повседневного применения спрос стабильный, без резких скачков. Поэтому у нас позитивные прогнозы на начало 2015 года — спрос на эти товары сохранится.
Андрей Кленин
операционный директор компании "Юлмарт"