Интервью с руководителем московской команды поиска Google

Автор фото: Пресс-служба Google

Руководитель московской команды поиска Google Ринат Сафин о людях, которые работают в крупнейшей поисковой системе в мире, механизме и философии поиска. А также о технологии "Окей, Google" — голосовом русскоязычном поиске, который корпорация запустила летом этого года.

Глагол "гуглить" сейчас настолько вошел в обиход, что это слово применяется ко всему, что касается поиска, даже если ищут в "Яндексе". Оно стало словом десятилетия, вошло в оксфордский словарь. Как вы считаете, какое слово будет следующим словом десятилетия у интернет–пользователей?

— Теперь, я думаю, мы все чаще и чаще будем слышать "Окей, Google". Когда мы работали над этой технологией, в офисе это словосочетание звучало постоянно. Теперь такую команду можно услышать и на улице. Да, пока некоторым это кажется странным.
Вспомните первые смартфоны с большим экраном: казалось, это какая–то лопата, которую почему–то к уху надо прикладывать. Сейчас мы понимаем, что это удобно, и не такой уж он большой, наш смартфон. Когда технология удобна и приносит пользу, к ней привыкают довольно быстро. Так и с "Окей, Google": думаю, в ближайшее время мы можем ожидать больших изменений.

Как долго шла работа над этой технологией?

Google уже очень много лет работает над распознаванием устной русской речи. Голосовой поиск мы запустили на русском языке в 2010 году, и уже тогда это был прорыв — почти ничего сравнимого не было. С тех пор мы постоянно улучшаем наши голосовые модели и для русского, и для других языков. И вот теперь мы запустили систему синтеза речи для русского языка. Мне сложно сказать, сколько было потрачено человеко–часов на локализацию сервиса, но знаю точно — мы проделали большую работу.

Поговорим о поиске в целом. Поисковые роботы в каждом поисковике, будь то "Яндекс", Google, Rambler и так далее, свои. А какие у вас технологии поиска?

— Глобальная цель всей команды поиска — показать вам тот ответ и результат, который вам нужен, за минимально короткое время. Если раньше поисковая выдача появлялась только после того, как вы заканчивали вводить запрос и нажимали Enter, то теперь все еще проще. Вы только начинаете печатать запрос, а мы уже показываем вам результаты. Так экономится куча времени, в чем и заключается наша задача. Мы уже сэкономили много времени человечеству.
Есть технология Google Now, которая работает как персональный ассистент и на основе ваших интересов показывает вам полезную информацию еще до того, как вы начинаете вводить запрос. Ну, например, он рассчитает, сколько займет дорога от дома до работы по пробкам с утра: уже пора выезжать или можно еще полчаса подождать и доехать быстрее? Сервис подскажет, когда у вас следующая встреча, какая сейчас погода, какие интересные места есть поблизости.

Как именно вы понимаете, что, вводя слово "ягуар", я ищу именно машину, а не животное, к примеру?

— Каждому пользователю показывают персонализированные результаты поиска, которые могут немного отличаться от тех результатов, которые видят другие. Если раньше вы в поиске интересовались автомобилями, то, скорее всего, сейчас вы также ищете автомобиль. Но в любом случае обычно вам выдается несколько интерпретаций. Если вы ищете "Райкин", вам покажут Райкина–отца и Райкина–сына — и в один клик вы сможете переключиться на то, что вам более интересно.

Сейчас Россия — единственная страна, за исключением некоторых азиатских государств, где позиции Google значительно пока еще теснит "Яндекс". Почему у вас еще не получилось полностью захватить поисковое пространство в России?

— На самом деле хорошо, что у нас существует много разных поисковых систем, которыми люди могут пользоваться. И переключиться с одной на другую довольно просто. В конечном итоге пользователи от этого только выигрывают. Мы пытаемся сделать так, чтобы у нас были самые лучшие результаты и на первом месте стоял правильный ответ в большинстве случаев.

То есть получается, что главная задача все равно экспансия, стать монополистом в этой сфере?

— Мы стараемся сделать так, чтобы пользователю было как можно лучше, и придумываем новые продукты, новые функции, в том числе и в поиске, которые позволят сделать жизнь пользователей легче. Мы не смотрим на то, что нам нужно кого–то обогнать, — гораздо важнее сделать какую–то вещь, которая полезна. Чем больше таких вещей, тем больше пользователей к нам приходят.

Как часто обновляется поисковый робот?

— В интерфейсе поиска изменения происходят по несколько раз в день. Некоторые из них на первый взгляд не очень заметны, но они реально делают жизнь пользователей намного удобнее. Но есть и более серьезные — изменения поискового алгоритма, например. Их запускается порядка нескольких сотен в год.
Например, мы обратили внимание, что изменение расстояния между поисковыми результатами буквально на несколько пикселей может сделать работу с поиском еще удобнее. Это подтверждает статистика. Мы проводим очень много экспериментов, в частности, показываем небольшой части пользователей немного другой интерфейс поиска и сравниваем, как реагируют они и как реагируют пользователи, у которых изменений не произошло. Исходя из этой статистики, мы понимаем, нужно ли вводить это изменение для всех, и если нет — что еще можно улучшить. И таких вот изменений тысячи в год.

Занимаются ли российские инженеры разработкой поиска?

— Над поиском работает очень большая команда людей по всему миру, и, конечно, среди них есть инженеры из России.

Все знают, что попасть на работу в Google сложно: многоуровневая система интервью, большой конкурс. Есть ли какой–то главный вопрос на вшивость?

— Я пришел в Google в 2006 году. Не могу сказать, что с тех пор у нас поменялись критерии отбора — разницы большой нет. Количество претендентов растет и может достигать нескольких сотен человек на место. Планка действительно высокая.
Вы весь день должны потратить на разговоры с разными людьми, работающими в Google. Если человек прошел через это — через пять интервью, — это уже знак качества. Прежде всего смотрят, насколько быстро человек адаптируется к меняющимся условиям и противостоит каким–то вещам извне: если мы тут изменим условие задачи, а если вот тут. К тому же обращают внимание, приживется ли в компании человек, то есть смотрят на особое, гугловское мышление, мировоззрение. Мы стараемся сделать все, чтобы самые лучшие специалисты попадали в компанию — с ними потом очень здорово работать. Тебя окружают такие интересные люди, у которых есть чему поучиться! Это–то и здорово.

У вас один из самых красивых офисов в Москве. Но дизайн так и кричит: тут очень комфортно, можно отдыхать. У вас очень расслабленная атмосфера. Как вы с этим справляетесь?

— Бывает так: мы берем человека на работу, и он такой серьезный поначалу: старается, доказывает, что его не зря взяли сюда. Где–то через месяц после того, как он понимает, что компания стала для него еще одним домом, он расслабляется и начинает улыбаться. В Google есть много всего приятного для сотрудников: еда (у Google собственное бесплатное кафе), медицина и так далее. К нам еще прачечная приезжает, например. Все эти мелочи делают атмосферу очень приятной и правильной. Те люди, которых мы берем, не могут сидеть сложа руки. Они сами хотят работать. У них здоровый энтузиазм, это принцип "понедельник начинается в субботу".

Часто говорят, что изюминка поисковика — то, что мы видим вместо надписи Google. Но маркетологи не всегда позитивно ее оценивают — внешний вид бренда постоянно меняется. Как относятся к этому в самой компании?

— В большинстве случаев логотип Google легко узнаваем. Эта традиция пошла очень давно. Первый так называемый дудл появился, когда Ларри и Сергей (основатели компании Ларри Пейдж и Сергей Брин. — Ред.) ехали на фестиваль Burning Man. Им нужно было показать, что в это время, если что–то случится, их просто нет. Они нарисовали burning man, и всем стало понятно, что они уехали. Эта идея понравилась, ведь развлекаться мы любим так же, как работать. Сейчас мы эту традицию продолжаем. Мне кажется, это довольно здорово, что мы можем отмечать разные праздники, напоминая людям о разных событиях, об интересных людях. Часто бывает так, что мы выбираем тему, которая никому не приходила в голову. Например, недавно был дудл, посвященный Василию Кандинскому. По–моему, это замечательная традиция.

Философский вопрос. Есть Google, где я всегда могу точно найти информацию, я могу ее не запоминать, потому что я всегда смогу ее снова найти. Как вы считаете, как сильно это изменяет мир, ценность информации, которая лежит у человека в голове?

— На самом деле все началось гораздо раньше. Сначала появился язык, устная речь. Обмен информацией позволил человечеству шагнуть далеко вперед. Затем появилась письменность. Энциклопедии, к примеру, очень похожи на поиск. Они позволили получать новую информацию гораздо быстрее. И сейчас, благодаря Интернету, вместо дней, месяцев или лет я в течение 10 минут могу найти нужную информацию. Мы просто существенно сокращаем время, которое необходимо для поиска информации.
Мне кажется, что это дает нам время, освобождает место в голове для каких–то других вещей, на которые раньше времени не хватало. Я могу подумать о чем–то более серьезном и не тратить время на то, чтобы искать нужную страницу в книжке.

А как насчет эрудированности? Ведь таким образом отпадает задача многое знать.

— Отпадает, может быть, задача знать какие–то вещи, которые можно сейчас быстро найти. Но знания — нечто большее. Мне нужно не просто иметь в голове зазубренный список, самое важное — это критическое мышление и умение оперировать информацией. Если у меня в голове есть какой–то набор данных, то это мне ничего не дает. Я могу быстро ответить на вопрос, когда меня спросят, но это не значит, что я что–то понимаю, это не значит, что я могу сделать что–то новое на основе этой информации. Умение анализировать и понимать ведет к прогрессу.