Как Государственная дума спасает российские банки

Автор фото: Фадеичев Сергей/ТАСС

 Редактор dp.ru Александр Пирожков - о том, какие меры приняла Госдума для спасения рубля и российских банков.

На прошлой неделе в сторону российских кредитных организаций полетело столько спасательных кругов, что даже у неискушенных наблюдателей должно было возникнуть подозрение: а не тонут ли они? Искушенные уже некоторое время назад предупреждали, что безболезненно для банков текущий кризис не пройдет. Но пока крупнейшие банки держатся на плаву, и власти, похоже, твердо решили начать спецоперацию по их спасению.
В пятницу депутаты Госдумы срочно приняли закон о докапитализации банков через ОФЗ на 1 трлн рублей, а заодно и увеличили сумму застрахованных вкладов до 1,4 млн. Первая мера направлена на повышение устойчивости банков, чей капитал страдает от убытков как по плохим кредитам, так и по портфелям ценных бумаг. Вторая — на уменьшение оттока вкладов. Особенно валютных, вероятно.
Рубли–то теперь, после их обесценивания вдвое за полгода, вряд ли понесут миллионами на депозиты, пусть даже и под 20% годовых. А вот $20 тыс., легко попадавшие под застрахованный лимит еще в начале года, в декабре стали превышать его как раз вдвое. Тем временем отзывы банковских лицензий продолжаются еженедельно, и не беспокоится о государственной гарантии по депозиту в этих условиях только самый легкомысленный вкладчик.
Двумя днями раньше, в среду, целую серию спасительных для банков решений принял их регулятор — Банк России. Самым важным эксперты называют разрешение банкам не переоценивать дешевеющие ценные бумаги в своем портфеле. С одной стороны, это избавляет финансистов от отражения на балансе бумажных убытков, с другой — заставляет сомневаться в правдивости их отчетности. Похоже на детский прием: я закрою глаза, и будет не страшно. Однако подобные меры принимали и другие регуляторы, в том числе ФРС США, и считается общепризнанным, что краткосрочная польза от них есть: они гасят волну распродаж на рынке ценных бумаг в самый разгар кризиса.
Необходимость спасать банки возникла в результате предыдущей спасательной операции: чтобы уберечь население от высокой инфляции, ЦБ в ночь на 16 декабря поднял ключевую ставку до 17% годовых. Стоимость денег на межбанковском рынке уже через пару дней поднялась к 30% годовых, что свидетельствует о кризисе ликвидности в банковской системе. Это привело к остановке роста курсов доллара и евро. Еще немного, и те банки, которые покупали валюту на кредитные деньги, будут вынуждены ее продавать — удержание такой позиции станет слишком дорогим. Стабилизация или укрепление курса рубля позволит ограничить инфляцию.
Банкам, в свою очередь, придется спасать своих клиентов. Скорее всего, государство заставит их конвертировать валютную ипотеку в рублевую на щадящих для заемщиков условиях. Спасать будут и некоторых закредитованных корпоративных заемщиков. Так, в пятницу стало известно о реструктуризации долгов злополучного "Мечела". Непонятно, правда, зачем раз в несколько лет прощать заемщиков, не умеющих считать свои риски. Вряд ли они станут заморачиваться этим и перед следующим кризисом. Среди финансистов уже ходит шутка, что главой Минфина, а заодно и Центробанка, надо поставить Сергея Шойгу, бывшего главу МЧС. Только вот Минобороны на кого оставить?