Сколько петербуржцев потеряет работу во время кризиса

Автор фото: Алешковский Митя/ТАСС

Сомнений в том, что россиян ожидают сокращения из–за нынешнего экономического кризиса, нет ни у кого. Вопрос в другом: как много людей окажется без работы, как долго они смогут без нее прожить и не приведет ли это к активному социальному недовольству?

По данным городской службы занятости, в декабре 200 петербургских компаний сократят 2 тыс. человек. "Из них около 500 человек выходят на пенсию, 400 — остаются на предприятии, переходя на другую должность", — уточняют в службе. В начале 2015 г. еще 3 тыс. человек лишатся работы.
Впрочем, есть вероятность, что это неполные цифры. По закону работодатели должны сообщать о высвобождении персонала за 2 месяца до даты увольнения или за 3 месяца в случае массовых увольнений (то есть 20 и более человек). Нарушение сроков предполагает денежный штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, но на практике работодателей к административной ответственности за подобные нарушения не привлекают, говорит юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры" Ольга Дученко.
Более того, есть работодатели, которые вовсе не соблюдают процедуру и пытаются расстаться с работниками с наименьшими для себя затратами. По оценке Валерия Мешкова, руководителя проекта "Правовед.ru", в ноябре 55% вопросов, поступивших юристам портала от работодателей, касались увольнения сотрудников. "Работодатели не стесняются задавать вопросы, как заставить сотрудника уволиться по собственному желанию, как уволить беременную женщину, и т. д.", — замечает он. За ноябрь на 42% по сравнению с октябрем выросло количество вопросов и от работников. Почти 40% обратившихся петербуржцев интересует, имеет ли работодатель право их сократить, 34% выясняют, что им делать, если начальство заставляет уволиться по собственному желанию, чтобы не платить, 27% горожан беспокоят невыплаты компенсаций при увольнении, 9% — сокращение без предложения другой должности.
"Мы связываем такое увеличение запросов с общей экономической ситуацией в стране и падением курса рубля", — отмечает Мешков. Связь между экономической ситуацией в стране и идущими сокращениями отмечают и в hh.ru. Согласно их опросу, в автомобильном производстве на 75% сокращение персонала связано со сложной ситуацией в отрасли и на предприятии, в медицине — на 67%, в машиностроении — на 50%. При этом, по словам директора "HeadHunter Северо–Запад" Юлии Сахаровой, к ноябрю 17% работодателей Петербурга и Москвы уже провели сокращения и еще 38% заявили о том, что сделают это в ближайшее время. Одним словом, сокращения — это не вопрос будущего. Сегодня вопрос №1 — о масштабе сокращений и сроке, в течение которого россияне смогут терпеливо пребывать в поиске новой работы.

Бочка меда

Мнения экспертов о массовости сокращений разделились. Создатель рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская уверена, что в этот раз волна сокращений будет большей силы, чем 6 лет назад, и к тому же не одна.
Региональный менеджер отделений по подбору персонала Kelly Services Евгения Дельнова убеждена, что за последние годы многие компании уже так оптимизировали штат, что любое сокращение — болезненная для бизнеса процедура. Поэтому, по ее мнению, сокращения ожидаются не столько в отраслях (как это было в 2008 г.), сколько в неэффективных компаниях (см. стр. 33).
Не вызывает особой тревоги и время поиска новой работы, хотя Юлия Сахарова, ссылаясь на данные hh.ru, отмечает, что оно увеличивается, а эксперты superjob.ru уточняют на сколько — на 50%. К слову, сегодня на поиск работы в Петербурге уходит в среднем 6 месяцев. Особой тревоги за безработных нет, потому что рынок труда, по мнению экспертов, еще долго будет дефицитным, то есть работников будет не хватать. Причина — демографическая. Страна все еще не выбралась из демографической ямы и дна ее достигнет только в 2020 г. Кроме того, из–за падающего рубля и новой системы выдачи разрешений на работу в стране число иностранных трудовых мигрантов будет сокращаться. Уже по итогам 9 месяцев можно говорить, что их приехало меньше в 2 раза, отмечает начальник отдела рынка труда комитета по труду и занятости Петербурга Дариюс Мешкис. А это означает, что иностранные трудовые мигранты не смогут покрыть дефицит кадров.
Также существует вероятность — правда, пока гипотетическая — найти работу в других регионах России, чему способствует географический дисбаланс рабочей силы. "Это когда в одном регионе есть безработные специалисты, дефицит которых наблюдается в другом", — поясняет Юлия Сахарова. Гипотетическая — поскольку трудовая мобильность россиян низкая. Активно передвигаться по стране в поиске работы большинству мешает недостаток финансов для обустройства на новом месте, неопределенность с жильем, боязнь перемен и пр.
О том, что найти работу россияне смогут, говорят и данные о растущей сговорчивости соискателей, уже готовых, как отмечает Дельнова, снизить свои зарплатные запросы. Тем более, по данным Antal Russia, 74% опрошенных работодателей не планируют увеличивать бюджет на зарплаты новых сотрудников. В общем, увольнять будут, но будет и работа. Возможно, другая, за другие деньги, в другом регионе, но будет.

Ложка дегтя

Впрочем, в этой бочке меда обнаружилось немного дегтя. На фоне санкционных войн, недоступности для бизнеса внешнего кредитования, обременительности внутренних займов, растущей налоговой нагрузки и т. п. бизнес будет сворачиваться чаще, чем в 2008 г. А это означает, что возможностей для поиска новой работы у россиян будет меньше, а денег, отложенных на черный день, может и не хватить до наступления лучших времен.
"Есть два главных фактора, которые могут привести к недовольству. Во–первых, поведение элиты, которая будет шиковать в то время, как основная масса людей затянет пояса. Поэтому при условии, что обеспеченные граждане будут вести себя как часть общества, разделяя с ним тяжесть времени, бунтов не будет. Второй — невозможность получить ипотеку, потеря накоплений в таких случаях, как Павловская реформа, значительное обрушение экономики, когда уровень безработицы составит 20–30%, и т. п.", — предупреждает президент Объединенной консалтинговой группы Виталий Антощенко.
"Полагаю, что уровень социального напряжения будет расти. Может ли это перейти в активную фазу? Может, если правительство не уделит внимание экономическим вопросам и работе с общественным мнением, — говорит управляющий партнер HR–Solutions Рафаил Алиев. — Тем не менее я полагаю, что понизит социальный градус разработка и реализация прозрачной системы экономических мер, направленных на развитие внутренних рынков и предпринимательства".