В 2015 году объем заказов петербургских грузоперевозчиков упадет на 30%

Автор фото: Trend/ Сергей Ермохин
Россия, Санкт-Петербург. Многокиллометровые пробки к таможенным терминалам в Шушарах.

Логистические компании Петербурга столкнулись с резким падением объемов перевозок импортных товаров. По мнению экспертов, в начале 2015 года объем заказов местных грузоперевозчиков может сократиться на 30%, до $3–4 млрд в месяц.

По мнению опрошенных "ДП" представителей транспортных и логистических компаний, в начале следующего года объемы ввоза товаров в страну могут упасть на 30–50%, а цены возрастут в 1,5 раза. Многие импортеры с прошлого понедельника остановили поставки товаров в Россию, поскольку рубль продемонстрировал рекордные темпы падения.

Остатки оплаченных грузов

По данным Федеральной таможенной службы , в октябре импорт просел на 12,5%, или $3,5 млрд, — это пока рекордное падение с начала года. Но начало 2015 года обещает ознаменоваться новым провалом.
По оценкам заместителя начальника Северо–Западного представительства Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Константина Шаршакова, замедление спроса на международные перевозки происходит с начала этого года, в частности, из–за начавшейся весной девальвации рубля.
"Никто не предполагал, как сильно рубль обвалится в конце года, но говорить о влиянии "черного вторника", который произошел на прошлой неделе, пока рано.
Рынок перевозок достаточно инертный — сейчас компании везут грузы по контрактам, которые были заключены и оплачены достаточно давно. Конечно, мы ожидаем усиления спада, но в столь сложной ситуации не возьмемся за точные прогнозы", — говорит эксперт.
Косвенно оценить состояние грузопотока можно по протяженности очередей на границе. Так, на границе с Латвией в лучшие для перевозчиков времена в очереди стояло по тысяче фур, а сейчас — не больше 200; на границе с Финляндией сейчас вообще нет очередей, а прежде прохождение российско–финской границы могло занимать сутки.
По словам директора "АД–Системс" Геннадия Паластрова, обороты упали у всех.
"Из–за санкций резко сократилось количество грузов из Европы, мы переключились сейчас исключительно на Финляндию", — говорит Геннадий Паластров.
Вячеслав Лазарян, гендиректор "Совавто — Санкт–Петербург", отмечает, что обороты в сравнении с 2013 годом сейчас упали примерно вдвое — из–за снижения спроса грузов перевозится меньше, да и тарифы существенно упали. Практически все перевозчики отметили, что по сравнению с прошлым годом цены просели примерно на 15% в зависимости от направления, так как тарифы на их услуги выставляются в рублях. Например, перевозка груза по самому популярному маршруту Москва — Петербург сегодня стоит 38–40 тыс. рублей.
"Очень тяжело сейчас стало договариваться с лизинговыми компаниями, — отмечает один из перевозчиков. — Не хочу называться, чтоб не подумали, что у меня проблемы с лизингом, но это очень актуальная сегодня тема для многих".

Импорт встал

Между тем представители логистических компаний, организующих перевозки, отмечают, что новых заказов на перевозку практически нет.
"С прошлого понедельника почти все наши партнеры остановили поставки продовольственных товаров", — говорит гендиректор компании "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс. По его мнению, с Нового года продовольствие подорожает в 1,5 раза.
"Накупили баксов, сидим в кеше, ждем, что будет дальше, ничего не везем. Сейчас совершенно непонятно, по какой цене продавать и можно ли будет продать по этой цене товар в России", — говорит один из импортеров продовольствия.
Заместитель гендиректора ГК "Вента" говорит, что изменилась схема оплаты товаров — поставка теперь происходит только по предоплате. Сергей Ковальчук, гендиректор компании "Трансэк", ожидает, что в начале следующего года объем международных перевозок сократится как минимум на 30%.
У перевозчиков сегодня три ключевые проблемы. Во–первых, значительное падение грузопотока. Во–вторых, рост затрат из–за девальвации рубля. В прежние годы было модно покупать новые грузовики непосредственно у европейских производителей по специальным лизинговым программам под 1–2% годовых. Разумеется, все платежи в евро. Это было почти даром при прежнем курсе евро, но сейчас эта мода прошла. Плюс к этому существенно подорожали запчасти. И наконец, в–третьих, конкуренция на рынке столь высокая, что нет никакой возможности повысить тарифы — они падают с начала года. В таких условиях выживут только те компании, которые смогут предложить клиенту минимальную цену.
Артем Баршай
Генеральный Директор Зао "Союзхимтранс–Авто"