Почему митинги валютных ипотечников нужно разгонять

Автор фото: Джавахадзе Зураб/ТАСС

Экономист Дмитрий Прокофьев - о том, почему не нужно сочувствовать людям, взявшим валютную ипотеку.

Из всех, кто так или иначе пострадал от шторма на российском валютном рынке, наименьшее сочувствие почему–то вызывают люди, собирающиеся напротив здания ЦБ РФ с требованиями помощи в реструктуризации валютной ипотеки. Это как раз та ситуация, в которой нужно пресечь несанкционированное сборище и отправить возмущающихся заемщиков по другому адресу. По какому? А скажите, где и когда Центральный банк России уговаривал граждан брать ипотеку в долларах? Неужели вы слышали, чтобы финансовый регулятор называл доллар "зеленой бумажкой" и предсказывал его скорое исчезновение? Ни один председатель ЦБ РФ никогда не заявлял, что валюта США на грани краха, что вот–вот будут напечатаны новые "амеро", что Китай не сегодня завтра предъявит Америке свои валютные запасы для обмена… не то на Аляску, не то сразу на Луну, которая, как известно, делается в Гамбурге, и притом прескверно делается. Ничего подобного. Если какой–либо чиновник ЦБ или Минфина и выступал с рекомендациями о политике займов и сбережений, то обычно он говорил, что кредиты следует брать в той валюте, в которой вы получаете доходы, а сбережения имеет смысл распределить по частям — рубли, доллары и евро. Так что претензии к ЦБ РФ со стороны валютных заемщиков выглядят как минимум сомнительными. Все истории о коллапсе доллара и грядущем торжестве новых валют рассказывали совсем другие люди — телевизионные обозреватели, руководители корпоративных пресс–служб, создатели "новых экономик", издатели экспертных журналов. Люди изобрели радио, чтобы слушать, вот он и наслушался, замечал в свое время штандартенфюрер Штирлиц. Да как тут не наслушаться, когда даже последние 3 месяца заголовки официальных информационных ресурсов сообщали исключительно о проблемах доллара на фоне торжествующего рубля: "курс американской валюты снизился до 40 рублей", "резкое падение доллара до 45 рублей", "доллар обвалился до 55 рублей"… Почитаешь такое, и побежишь в банк за валютной ипотекой.
Наконец доллар упал как–то совсем высоко. Да и как ему было не упасть, если на рынок пришло 600 млрд, полученных "Роснефтью" за свои облигации. Правда, "Роснефть" сказала, что она не закупает валюту, а все деньги направит исключительно на инфраструктурные проекты. Именно так, "Роснефть" ничего не закупала. Получив рубли, она действительно будет расходовать их внутри страны, сэкономив валютную выручку для выплаты долгов. А банки заложили ее акции, еще раз получили рубли и пошли покупать валюту. Надо будет — все рублями и вернут. Вы же, когда размещаете средства на депозитном счете, не спрашиваете, как именно банк будет зарабатывать для вас проценты? Вас интересует только, вернут ли вам деньги в срок и в нужном объеме. Этот же вопрос интересует и кредиторов российских корпораций, ведь объем их долгов будет побольше объема золотовалютных резервов ЦБ РФ.
И статистика Росстата не радует инвесторов — ноябрьский индекс промышленного производства снизился на 0,2% по сравнению с октябрем (в "нормальной ситуации" он растет). Что уж говорить о ценах на нефть, которые не добавляют оптимизма российскому рынку.
В итоге Центробанк пошел с козырного туза, подняв ключевую ставку до 17%. Критики регулятора скажут, что такое решение окончательно подавит производство и инвестиции или спровоцирует резкий рост цен, но что остается делать ЦБ РФ? Он играет теми картами, которые у него есть на руках. Целевое финансирование корпораций через кредиты ЦБ, какую бы форму оно ни принимало, с точки зрения экономики есть та же самая денежная эмиссия. Поэтому, раздавая одной рукой деньги, другой рукой ЦБ пытается ограничить их предложение, повышая ставку. Получается не очень, но другой экономики у Банка России для нас нет.
Камень в огород ЦБ бросают и те, кто заявляет, что нынешний курс рубля делает импорт бессмысленным, а для рекламируемого импортозамещения понадобятся годы и инвестиции, которых не может быть при ставке 17% и выше. Мысль сама по себе верная, но кто сказал вам, что дело тут не в желании заместить импорт, а разрушить его? Меньше импорта — больше валюты на государственных счетах, выше курс — легче исполнение бюджета. В этом больше логики, чем в рассказах о виртуальном "отскоке" рубля.