"Коррупция — достаточно сложное явление"

Автор фото: пресс-служба ГУ МВД России
Сергей Умнов, руководитель Главного управления МВД России по Петербургу и Ленобласти.

Руководитель Главного управления МВД России по Петербургу и Ленобласти о миссии полиции, о том, как поживает петербургский криминал, и о том, насколько готова полиция к кризису, сможет ли она устоять в случае возвращения времен безденежья или страна снова будет ввергнута в бандитский и воровской хаос.

Время сейчас напряженное: как с политической, так и с экономической точки зрения. Не сказывается ли это напряжение на уровне криминала в обществе?

— Преступность как социальное явление является неотъемлемой частью общества, тесно взаимосвязанной с другими характеристиками общества, в том числе социальными, экономическими. Изменения в одной сфере общественной жизни, безусловно, в той или иной степени влияют на изменения других характеристик общества. Если говорить о криминогенной составляющей, то, конечно же, следует учитывать изменения в социально–экономической жизни общества.
Криминал реагирует на эти изменения, появляются новые схемы совершения тех или иных преступлений. В первую очередь это справедливо для экономической преступности. Это и уход от налогообложения, и незаконная банковская деятельность, и "серые" схемы обналичивания денежных средств с последующим выводом их за границу. Не стоит списывать со счетов и общеуголовную преступность, в особенности по линии общественной безопасности: уличные грабежи, разбои, хищение автотранспорта.

В чем вы видите миссию полиции в этот период жизни страны? Справится ли она с этой миссией?

— Задача полиции в любой исторический период остается неизменной — защита интересов как государства, так и отдельного гражданина. Сохранение контроля за криминогенной обстановкой. Оперативное реагирование на новые вызовы преступного мира. При этом считаю не вполне корректной постановку вопроса, справится ли полиция с этой миссией.
Я всегда говорил и буду говорить: залог успеха в борьбе с преступностью и сохранении правопорядка — консолидация всех общественных институтов, в том числе и полиции, формирование активной гражданской позиции у населения. В этой связи отрадно отметить положительные тенденции в нашем обществе, среди петербуржцев и жителей Ленинградской области.
Многочисленные социологические исследования, причем проводимые без нашей инициативы и активного участия независимыми экспертами, говорят о повышении доверия к полиции со стороны простых граждан.
Активное интегрирование в общественную жизнь новых форм массовой коммуникации способствует консолидации общества, заставляет людей проявлять личное участие к тем или иным событиям. В уходящем году петербургская полиция все чаще сталкивалась с ситуациями, когда граждане оказывали активное содействие в пресечении или раскрытии преступлений.
Приведу лишь несколько показательных примеров. Простой автолюбитель, став свидетелем похищения человека, не просто проинформировал об этом полицию, но и проследил маршрут преступников, сообщил об их местонахождении, что позволило оперативно их задержать, а может быть, и спасти жизнь потерпевшему.
Молодой студент, подрабатывающий охранником в банке, услышав крики о помощи в соседнем ювелирном салоне, бросился на помощь, голыми руками дал достойный отпор вооруженным преступникам.
Буквально на днях двое девятиклассников, став случайными свидетелями уличного ограбления, не прошли мимо, задержали преступника и передали его прибывшим полицейским. Такие примеры вселяют в меня уверенность, что в Петербурге и Ленинградской области совместными усилиями полиции и населения будет сохранен мир и правопорядок, а криминалу будет дан достойный отпор.

Насколько закон "О полиции" в нынешнем виде отвечает запросам самих полицейских? Достаточно ли у полиции полномочий, чтобы максимально эффективно обеспечивать правопорядок в стране?

— Напомню, что закон "О полиции" — результат не только работы профессиональных юристов и законотворцев, но и активного участия гражданского общества. Это является одной из причин того, что в нем учтены все реалии современного российского общества. В законе четко и исчерпывающе прописаны основные моменты деятельности полиции.
Вместе с тем, безусловно, общественную жизнь со всем ее многообразием и нюансами сложно вместить в юридический документ. Напомню, что деятельность полиции закреплена не только в одноименном законе. Существует целый комплекс федеральных нормативно–правовых документов, регулирующих правоохранительную деятельность. И это дает возможность вносить коррективы, учитывающие изменения в обществе. В качестве примера приведу федеральный закон, определяющий порядок участия граждан в охране общественного порядка. Это и есть своего рода законодательный ответ на общественную тенденцию — усиление гражданской активности населения.

Среди юристов бытует мнение, что, если экономическая ситуация ухудшится настолько, что финансирование, в том числе правоохранительных органов, юстиции и судебной системы, будет урезано, это негативно скажется на их коррупционной устойчивости и страна снова, как в 1990–е, будет ввергнута в бандитский и воровской хаос. Разделяете ли вы это мнение?

— На мой взгляд, это утрированная позиция. Коррупция — достаточно сложное социальное явление. И проводить прямую зависимость между денежным содержанием сотрудников правоохранительной системы и уровнем их коррумпированности по меньшей мере ненаучно.
Моя личная позиция в этом вопросе была и остается неизменной — чтобы победить коррупцию в рядах полицейских, необходим целый комплекс мер. Безусловно, уровень материального обеспечения является немаловажным. Но не определяющим. Сама по себе достойная зарплата не является гарантированным средством от взяточничества. А вот потеря социального и профессионального положения вкупе с неотвратимостью уголовного наказания — являются более действенными инструментами в борьбе с коррупцией.
Это, кстати, отражено и в законе "О полиции", который ставит безоговорочный барьер для судимых граждан и тех, кто был уволен из органов внутренних дел по дискредитирующим основаниям. Но это, так сказать, карательные меры. Считаю главным залогом успеха чистоты рядов полиции все–таки профилактику. Это и эффективность упреждающей работы службы собственной безопасности, которая позволяет выявлять негативные тенденции в полицейских коллективах до совершения должностного преступления. Это и повышение ответственности руководителей всех рангов. В последнее время каждый факт нарушения законности со стороны полицейского влечет за собой строгую дисциплинарную ответственность его непосредственных руководителей, вплоть до снятия с должности. Определяющую роль играет и работа кадровых подразделений. Отказ от принципа набора (лишь бы укомплектовать штат) в пользу качественного отбора позволяет поставить действенную защиту от случайных или движимых корыстью кандидатов в полицейские.

Каковы основные "болевые точки" криминогенной обстановки Петербурга и Ленобласти? Какие меры предпринимаются для их ликвидации?

— Так называемые "болевые точки" традиционны для Петербурга с областью и обусловлены в том числе рядом объективных причин. Это и развитая транзитно–транспортная инфраструктура региона, и заметное количество приезжего населения как из других регионов России, так и из других стран. Наибольшее беспокойство полиции доставляют кражи, в том числе квартирные, хищение автотранспорта, незаконный оборот наркотиков, как следствие — наркотизация населения и его побочный эффект — уличная преступность.
Предпринимаемые полицией усилия по улучшению криминогенной обстановки региона традиционно можно разделить на две основные составляющие. Это повышение эффективности раскрытия совершенных преступлений, консолидация усилий оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел, реализация принципа неотвратимости наказания. С другой стороны, это усиление профилактической работы, направленной на предотвращение преступления, а порой и устранение предпосылок к его совершению.
На практике это реализуется следующими системными мерами Главка. Анализ динамики преступлений, совершаемых иностранными гражданами, привел нас к решению создать в Управлении уголовного розыска и в аналогичных районных подразделениях отдельные группы по борьбе с этнической преступностью. 2014 год показал эффективность и своевременность данной меры.
В решении проблемы хищения автотранспорта я все больше внимания уделяю роли подразделений полиции общественной безопасности: ГИБДД, патрульно–постовая служба, участковые. Благодаря грамотной расстановке сил этих служб мы можем устранить предпосылки к совершению этих преступлений либо раскрывать их по "горячим" следам. Активная работа по борьбе с незаконным оборотом наркотиков дает свои плоды в виде сокращения уличной преступности. Значительное внимание уделяется технической составляющей профилактики: модернизации и развитию системы видеонаблюдения, точек оперативной связи "гражданин — полиция". Кардинального пересмотра и усовершенствования требует институт гражданского участия населения в охране общественного порядка: формирование добровольных народных дружин, участие частных охранных структур в обеспечении правопорядка.
Конечно же, решение этих проблем — задача не одного дня и даже не одного года. Но я надеюсь, что общими усилиями полиции, региональных властей и населения нам есть что противопоставить криминальному миру.

Как вы оцениваете перспективы сотрудничества ГУ МВД и бизнес–омбудсмена?

— Взаимодействие между органами правопорядка и общественными структурами бизнес–сообщества региона имеет длительную историю. У нас есть общие задачи — это декриминализация экономики, защита бизнеса, в первую очередь малого и среднего, от всевозможных преступных посягательств, выявление и пресечение коррупционных явлений, являющихся тормозом в развитии предпринимательства.
Главк уделяет значительное внимание диалогу с бизнес–сообществом. Неслучайно одним из заместителей председателя общественного совета при ГУ МВД России является президент Торгово–промышленной палаты Санкт–Петербурга Владимир Катенев.
22 сентября этого года мы, что называется, решили узаконить наше многолетнее сотрудничество с представителями регионального бизнеса. Было подписано соглашение между ГУ МВД России и уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге. Данное решение направлено на регулирование взаимоотношений по вопросам защиты прав предпринимателей; выявление, устранение и предупреждение преступлений и правонарушений, посягающих на права предпринимателей, а также использование имеющихся информационных, правовых, научных и организационных ресурсов в планировании и реализации совместных мероприятий.
Уверен, что и в дальнейшем диалог между полицией и бизнесом Петербурга будет отличаться конструктивностью и позволит приложить все усилия для развития благоприятной экономической ситуации, а главное — в законных рамках.
 
 

Персона

Сергей Умнов

> Родился в 1964 г.
> В 1992 г. окончил юрфак СПбГУ.
> В 1986 г. устроился в патрульно–постовую службу УВД Куйбышевского райисполкома Ленинграда.
> С 1993 г. — оперуполномоченный уголовного розыска ГУВД Петербурга и Ленобласти.
> 2004 г. замначальника криминальной милиции. 2007 г. — начальник криминальной милиции. 2011 г. — замначальника ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти.
> С 2012 г. — начальник ГУ МВД по СПб и ЛО.

 
 

 
 

Справка

ГУ МВД России по СПб и ЛО

> Образовано в 2011 г. в рамках полицейской реформы в составе МВД России. Правопредшественник — ГУВД по Петербургу и Ленобласти.
> Численность полиции Петербурга и Ленобласти составляет около 31,5 тыс. человек.
> Бюджет МВД России в 2014 г. составил 1,2 трлн рублей. Объемы финансирования территориальных управлений за последние годы не публикуются. В 2011 г. бюджет петербургской полиции составлял около 18 млрд рублей.