С какими проблемами сталкиваются компании, работающие с Китаем

Автор фото: globallookpress

Владелец компании Realchinatea Григорий Потемкин - о том, с какими проблемы сталкиваются бизнесмены, работающие с Китаем.

В кризис предприниматели все чаще смотрят на восток, задумываясь о сотрудничестве с Индией, Турцией, Китаем. Мы на собственном опыте знаем, как взаимодействовать с китайскими партнерами, будучи малой компанией, работающей в торговле и сфере услуг. Мы — это интернет–магазин, который физически находится в Китае, но 90% наших продаж обеспечивают российские клиенты. Все розничные поставки клиентам мы отправляем по почте. На территории Китая мы сотрудничаем с China Post — тут все четко и аккуратно, каждый день к нам на склад приезжает грузовичок и забирает заказы. По Китаю они идут быстро, отслеживаются по номеру в Интернете. Но как только груз попадает в руки "Почты России", он словно уходит в вату. В один и тот же город две посылки, отправленные в один день, могут идти: первая — две недели, вторая — месяц.
Наш офис находится на небольшом китайском острове в Тайваньском проливе. При этом у нас международный коллектив, в котором работают и русские, и украинцы, и китайцы. Когда у нас появляется вакансия, мы встаем перед непростой задачей, потому что на нашем острове просто нет русских. Физически нет. Поэтому, когда вы думаете, что вам сложно найти подходящего человека в свою компанию, вспоминайте нас, и вам сразу станет легче!
Еще одна проблема — медленный Интернет. В Китае весь Интернет "просвечивается" госбезопасностью. Многие иностранные сайты заблокированы. Другие — открываются с черепашьей скоростью. Мы покупаем за деньги специальные программы, которые разрабатывают американцы. Они позволяют обходить китайский "файервол". К тому же мы работаем на китайской технике — и на клавиатурах нет русских букв. Можно печатать на клавиатуре без букв? Можно. Если вы владеете слепым методом печати, который приходится освоить каждому нашему сотруднику.
Поблему склада мы решили с помощью аутсорсинга — работа с компанией, которая специализируется на обслуживании интернет–магазинов, хранении и сборке заказов, оказалась оптимальным вариантом для нас. А вот банк до сих пор остается проблемой — раньше мы работали с интернет–банком, с которым было легко взаимодействовать дистанционно. Любой вопрос можно было решить в личном кабинете, в переписке. Но 3 месяца назад у этого банка отозвали лицензию. Мы перешли, конечно, в Сбербанк, где абсолютно другие правила. Сейчас мне приходится летать в Россию каждый раз, когда у нас возникает любая более или менее серьезная сложность.
Мы работаем плечом к плечу с китайцами. Между нами ментальная пропасть. Вы не можете просто поставить задачу китайцу и отправить его работать — нужно все расписать по пунктам. Китайский сотрудник никогда не расскажет вам о проблемах. Он боится "потерять лицо". Поэтому часто проблемы всплывают тогда, когда решить их уже невозможно. Нам понадобилось 3 года, чтобы принять это и научиться предугадывать. Но есть только один способ, работая в другой стране, чувствовать себя комфортно, — это безоговорочное принятие любых ментальных особенностей местных жителей. Спорить, бороться и обижаться бесполезно.