Рубль спасут лишь репрессии

Автор фото: Global Look Press

Чтобы спасти рубль от падения, Центробанку нужно убить либо банки, либо реальный бизнес. Пока регулятор не готов на такие меры, а его глава Эльвира Набиуллина надеется, что рубль стабилизируется сам собой.

Сегодня ночью Банк России поднял ключевую ставку с 10,5% до 17% годовых. "Данное решение обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски", — говорится в сообщении на сайте финансового мегарегулятора. Однако на девальвационные риски это решение пока не повлияло. Курсы доллара и евро утром во вторник испытали падение в пределах 10%, отыграв рост предыдущего дня. Однако затем покупатели валюты развернули ситуацию в свою пользу, и после 15:00 доллар и евро уже подорожали по отношению к рублю на 24 и 27% соответственно. Европейская валюта поднималась в цене до 100,74 рубля, американская — до 80,1.
Стремительный разворот валютных курсов вверх вопреки повышению ключевой ставки участники финансовых рынков связывают с недостаточной решительностью и непоследовательностью Банка России. По их оценкам, повышения стоимости денег до 17% годовых недостаточно, чтобы остановить спекулянтов, заработавших на покупке долларов и евро только за вчерашний день более 10%. Тем более, что Центробанк готов предоставлять под эту ставку практически неограниченный объем рублей. Вчера Банк России установил максимальный объем средств, предлагаемых на аукционе недельного репо, в размере 3,67 трлн рублей. "Увеличение объема предложения средств на аукционе в первую очередь связано с прогнозируемым оттоком ликвидности на предстоящей неделе в результате погашения кредитными организациями депозитов Федерального казначейства", — так объяснил регулятор раздачу денег в официальном сообщении. Банки, недолго думая, взяли у ЦБ 3,1 трлн рублей под 17,39% годовых, то есть под треть процента в неделю. И тут же заработали в 100 с лишним раз больше на покупке за считанные часы: разница между максимальным и минимальным курсом доллара расчетами "завтра" на Московской бирже составила сегодня почти 38%, евро — 39%.
Непоследовательность проявилась и в сегодняшних заявлениях главы Банка России Эльвиры Набиуллиной. В частности, она сказала в интервью телеканалу "Россия 24": "Чтобы ограничить негативные эффекты от ослабления курса национальной валюты, мы приняли решение повысить ключевую ставку с 10,5% до 17%. Это решение направлено на снижение инфляции и инфляционных ожиданий". Тем самым она подчеркнула, что основной целью повышения ставки ЦБ было ограничение именно инфляционных, а не девальвационных ожиданий, как упоминалось в официальном сообщении.
Чтобы остановить спекулятивную покупку долларов и евро, Банку России пришлось бы либо увеличить ключевую ставку сразу на 20-30% годовых, либо резко ограничить лимиты предоставления рублей на аукционах недельного репо. Ведь гнать курсы валют вверх спекулянты могут только одним способам: покупая доллар и евро за рубли. Если же этих рублей им не давать, то валюты в отсутствие покупателей остановят рост либо вовсе упадут под давлением продавцов. Но при этом некоторые банки из-за нехватки ликвидности могут прекратить расчеты, что вызовет цепную реакцию на банковском рынке: прекратится межбанковское кредитование и расчеты остановятся в большинстве банков.
Повышение ключевой ставки до 30 или 40% годовых было бы не так губительно для банков, как уменьшение лимитов по предоставлению ликвидности. Но это добило бы долговой рынок: предприятия из реального сектора не смогли бы занять денег даже на рефинансирование старых долгов, не говоря уже о новых инвестиционных проектах. Впрочем, даже 17% годовых для большинства предприятий — непосильное бремя. Так что вред от более сильного, но краткосрочного повышения ставок был бы для долгового рынка не смертелен, полагают финансисты.
"Если не коллапс, то падение объемов кредитования в следующем году нас совершенно точно ожидает, — прогнозирует Владимир Киселев, финансовый аналитик ИК "ДОХОДЪ". — Сейчас показатель растет на 12-14%, однако уже ко второму кварталу следующего года он может сократиться до нуля. При стабилизации падения российской валюты это замедлит рост цен, что позволит ЦБ начать сокращение ставок, но до середины следующего года на это рассчитывать не приходится".
"Плюсы от изменения процентной ставки — поддержка рубля, общая стабилизация ситуации и снижение инфляционного давления в среднесрочной перспективе. Минусы — неизбежное удорожание кредитования, что может дополнительно замедлить экономический рост. Решение было принято экстренно, поскольку на рынке возникла паника, со всей очевидностью стало понятно, что предыдущее повышение ставки было недостаточным. При усугублении внешних факторов — конъюнктуры на рынке сырья и геополитических событий — мы не исключаем дальнейшего подъема ключевой ставки, реалистичным выглядит уровень в 25%", — говорит Вадим Исаков, региональный управляющий банка "БКС Премьер".
Причиной падения рубля, кроме падения нефтяных котировок ниже $60 за баррель, эксперт считает потерю доверия населения и компаний к национальной валюте. "Сейчас идет инерционный процесс, когда, видя дорожающий рубль, все больше и больше людей склоняются к тому, чтобы забрать деньги с рублевого депозита и перейти в доллар, дабы спастись от инфляции. Это же происходит и на корпоративном уровне только в другом формате, — полагает Вадим Исаков. — В свою очередь, нельзя сказать, что действия ЦБ по подъему ставки оказались бесполезными. Эффект от этой меры мы можем увидеть с некоторым временным лагом, когда "тянуть" спекулятивные валютные позиции станет совсем невыгодно. Этот момент может наступить в рамках фазы отскока по нефти, однако спрогнозировать смену тенденции в этой сырьевой переменной достаточно сложно».
"В девальвации рубля есть две очевидные причины – падение стоимости нефти и необходимость погашать внешний долг российскими компаниями после принятия санкций. На мировую цену экспортируемого сырья ни правительство, ни ЦБ повлиять не могут. Остается только решать задачу снятия санкций, что полностью находится в компетенции политических властей. Влияние двух перечисленных факторов настолько сильно, что традиционными методами, то есть повышением ставок и интервенциями, денежный регулятор решить проблему стабильности российской валюты не сможет. Альтернативой является ограничение на свободное движение потоков капитала, что вернет российскую экономику в своем развитии на два десятилетия назад", — уверен Владимир Киселев.
"На мой взгляд в текущей ситуации потенциал повышения ставки исчерпан полностью, поэтому в дальнейшем можно ожидать лишь действий ограничительного характера, но лишь в случае, если падения рубля не остановится. Мы бы не исключали возможности возвращения ранее действовавших норм, а именно обязательной продажи части валютной выручки", — говорит Ольга Лапшина, руководитель аналитического управления банка "Санкт-Петербург".

"По нашим фундаментальным оценкам при ставке на уровне 17% и в ситуации падения курса рубля говорить о возможности экономического роста в стране не представляется возможным. В этой связи мы рассматриваем текущий уровень ставки как временную меру, призванную стабилизировать валютный рынок", — добавила Лапшина.
Как считает начальник аналитического отдела ЗАО "ИК Энергокапитал" Александр Игнатюк, органы государственной власти России предпринимают весьма сомнительные меры, связанные с монетарной политикой Банка России, хотя обладает достаточно мощным инструментарием по локализации ситуации на валютном рынке — от расширения лимита валютных интервенций до введения обязательств для экспортеров по продаже валютной выручке (как законодательных обязательств так и частных административных решений по госкорпорациям). Эльвира Набиуллина в сегодняшнем интервью в очередной раз заявила, что Банк России не планирует вводить административные ограничения на валютном рынке.
На просьбу корреспондента dp.ru оценить вероятность скорой отставки Набиуллиной и министров финансового блока правительства РФ Александр Игнатюк ответил: "Принятие кадровых решений в данном ключе выглядит весьма логичной мерой. По мнению рынка, если руководитель ЦБ не справляется со своими обязанностями, он, видимо, должен самостоятельно покинуть должность, даже не дожидаясь решения политического лидера. Причем, речь может идти даже не столько о компетенции руководителей Банка России, сколько о моральной ответственности за выбранный курс. С другой стороны, резкие кадровые перестановки в правительстве могут еще больше напугать рынок, так как речь идет о преемственности выбранных стратегических решений, исполнении программ и обязательств".

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне