Смольный оштрафовал "СЗ Промжелдортранс" за незаконную установку тарифов

Автор фото: Тихонов Михаил

Конфликт грузоперевозчиков с владельцем железнодорожной ветки "Северо–Западным Промжелдортрансом" (ПЖДТ) завершается в пользу бизнеса. Комитет по тарифам Петербурга оштрафовал ПЖДТ за незаконную установку тарифов.

Комитет по тарифам Петербурга оштрафовал ОАО "Северо–Западный Промжелдортранс" (ПЖДТ, принадлежит Росимуществу) за то, что она незаконно, без согласования со Смольным, устанавливала тарифы на пользование принадлежащими ей железнодорожными путями в районе Балтийского вокзала ("ДП" № 158 / 2014).
Изучив деятельность ПЖДТ, чиновники обнаружили около 350 эпизодов правонарушений. В этом году объявленное "Промжелдортрансом" двукратное повышение тарифов на грузоперевозки парализовало работу компании "ЦемЦентр "Обводный", на долю которой приходится более 20% перевалки цемента и извести в регионе.

48 дел и 300 эпизодов

Конфликт между владельцем путей и его клиентами разгорелся в сентябре. ПЖДТ контролирует движение грузов по участку путей Октябрьской железной дороги длиной 2 км между заводом "Красный треугольник" и станцией Балтийская. Этим летом ПЖДТ сначала в одностороннем порядке расторг договор с "ЦемЦентром", а потом предложил перезаключить его по новым расценкам. "ЦемЦентр" отказался, так как из–за повышения тарифа на перевозки с 38 рублей за 1 т цемента до 68 рублей его издержки возрастали на 15%.
Компания попросила у ПЖДТ объяснить, с чем связан такой рост. Но, не найдя понимания у владельца путей, директор "ЦемЦентра" Дмитрий Эпштейн обратился в суд, в Федеральную антимонопольную службу, в Законодательное собрание Петербурга, в Смольный и в другие государственные инстанции. Спикер ЗС Вячеслав Макаров также потребовал у Смольного разъяснений о деятельности ПЖДТ.
Острота конфликта в том, что "ЦемЦентр" является поставщиком стройматериалов для строительства петербургского метро, отмечает Вячеслав Макаров. Кроме того, через "ЦемЦентр" в Россию идет 50% поставок цемента белорусской компании "Красносельскстройматериалы" по межправительственному соглашению РФ и Белоруссии.
В ответном письме спикеру от главы комитета по тарифам Дмитрия Коптина сообщается, что, согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ, ПЖДТ должен работать по расценкам, установленным государством. Но компания не обращалась в Смольный по этому вопросу и сама устанавливала тарифы для своих контрагентов. В результате в отношении ПЖДТ возбуждено 48 дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Компания обвиняется в "нарушении установленного порядка ценообразования, выразившемся в осуществлении регулируемой деятельности по неустановленным тарифам".
Выявлено еще около 300 эпизодов, по которым в ближайшее время также будут возбуждены дела, говорится в письме. По подсчетам комитета по тарифам, общая сумма штрафов ПЖДТ по всем делам может составить 35 млн рублей. В ноябре комитет направил "Промжелдортрансу" предписание устранить эти нарушения.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт–Петербургу возбудило антимонопольное дело в отношении ПЖДТ.
"Ранее УФАС выдало компании предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Но предупреждение исполнено не было", — сообщила представитель УФАС Марина Нериновская. В конце декабря состоится рассмотрение дела ПЖДТ в УФАС.

Убытки для всех

История с незаконными тарифами ухудшила и без того неважное положение дел "Промжелдортранса". В последние годы эта компания почти ежегодно демонстрирует убыточность. Так, прошлый год она закончила с чистым убытком в 6,34 млн рублей, в 2012–м показала прибыль в 586 тыс., в 2011–м — убыток в 2 млн. При этом выручка стабильно держится на уровне 260 – 270 млн рублей в год.
В сентябре повышение расценок в ПЖДТ объяснили убыточностью участка дороги в районе Балтийской станции. По словам Дмитрия Эпштейна, ПЖДТ пока не снизил тариф. Работа "ЦемЦентра" парализована уже полгода, руководство стало сокращать персонал. Он не назвал точную сумму убытков, которые уже понесла его компания. По оценке экспертов, они могут достигать 70 – 80 млн рублей.
По данным СПАРК, чистая прибыль компании в 2013 году составила 841 тыс. рублей при выручке 1,1 млрд рублей. Если простой продлится еще полгода, компания обанкротится, говорит Дмитрий Эпштейн.
"Бизнес замер, мы потеряли клиентов, многие из них требуют неустойки за сорванные контракты. Надеюсь, в январе комитет по тарифам утвердит тарифы для ПЖДТ и мы начнем работать в правовом поле", — говорит Дмитрий Эпштейн.
На этой неделе должно состояться очередное рассмотрение его иска к ПЖДТ в суде. До сих пор ни одного заседания суда, где ответчиком выступал бы ПЖДТ, не состоялось. Все заседания откладывались по разным причинам.
Генеральный директор ПЖДТ Роман Шевченко подтвердил факт разбирательств с комитетом по тарифам. "У нас запросили документы, и мы их предоставили. Будем ходить в суды и отбиваться, поскольку у нас иное видение ситуации, чем у комитета", — передал он через секретаря. "Мы предлагали руководству "Цем Центра" разные варианты работы на нашем участке пути. Но они от всего отказались. Сами не знают, чего хотят. И даже на неделю в августе блокировали транспортом наши пути. К разбирательству в этом эпизоде подключилась транспортная прокуратура", — говорит юрист ПЖДТ Владимир Калач. Он добавил, что нынешние специалисты тарифного комитета мало разбираются в вопросе формирования тарифов и не представляют себе последствий их применения. "Наша компания стоит в плане Росимущества на приватизацию в 2016 году. Если нас задушат штрафами, компанию ждет банкротство или продажа за бесценок. Не думаю, что государство от этого выиграет", — заключил юрист.