Двор без машин

Все больше девелоперов организуют придомовое пространство в своих проектах в соответствии со стандартами европейской жизни, не допуская на внутреннюю территорию комплекса автомобили. В дальнейшем число таких жилых проектов будет расти.

Сростом количества автомобилей и числа приезжих задумываться о закрытии двора от посторонних посетителей стали в Петербурге уже давно — еще в конце прошлого века. В первую очередь установкой железных ворот озаботились во дворах–колодцах в центре города. Вскоре девелоперы при строительстве новых объектов в премиум–классе задумались об обеспечении безопасности жителей. И появились объекты, где вход и въезд на территорию двора ограничен. Чаще всего такие возможности были у жителей сравнительно небольших домов. Ранее ограничение въезда было уже заботой ТСЖ или управляющей компании, если конфигурация самого дома это позволяла. Затем об установке забора, калитки, ворот стали задумываться девелоперы, предполагая эту возможность еще на этапе проектирования своих объектов. Тенденция стала развиваться не только в сегменте новостроек высокого класса, но и в классе комфорт.
"Вопросы безопасности и создания комфортной среды — это очень важные элементы при устройстве придомовой территории, — говорит Екатерина Гуртовая, директор по маркетингу и продажам компании "ЮИТ Санкт–Петербург". — В большинстве наших проектов предусматривается создание закрытых внутренних дворов. Это касается как объектов комфорткласса, так и элитного жилья".

Первые ласточки

В Европе распространены жилые комплексы, где въезд автомобилей во двор закрыт. Потому неудивительно, что одним из первых проектов комфорткласса, где двор стал закрытым, в том числе и для движения любого автотранспорта, стала "Шведская крона" от компании NCC. Проектом предусмотрены подземные паркинги, где могут оставить автомобиль жители комплекса. При этом попасть на автомашине в закрытый двор (доступ обеспечивается электронным ключом, благодаря которому можно попасть в дом, во двор и на этаж) можно всего лишь на час. Предполагается, что авто будет находиться в зоне погрузки–разрузки, а этого времени хватит для того, чтобы перенести вещи в квартиру или наоборот. Гости и те, кто не имеет места в подземном паркинге, должны оставлять машину за пределами огороженной дворовой территории.
По словам Дарьи Барановой, директора по маркетингу O2 Group, проекты, предусматривающие ограничение проезда во двор, чаще встречаются в жилых комплексах комфорткласса. "В элитной недвижимости доступ автомобилей уже стараются ограничить полностью, оставляя только пешеходные зоны. Впрочем, если жильцы хотят иметь закрытый двор, то они всегда могут организовать это сами уже после сдачи дома в эксплуатацию", — говорит эксперт.

В тренде

Закрытые для проезда автомобилей дворы активно практикуют застройщики, работающие в классе комфорт. "В связи с возросшей популярностью строительства жилья в формате комплексного освоения территории можно надеяться на то, что дворы, предназначенные только для пешеходов, будут становиться все более популярными, — говорит Александр Лелин, генеральный директор ЗАО "Ленстройтрест". — Компания все свои нынешние проекты возводит только с закрытыми от проезда машин дворами".
Как рассказывает эксперт, автомобилисты не будут заезжать внутрь комплекса, поскольку все парковочные места и паркинги расположатся вокруг жилых домов. Заезд транспорта в глубину квартала будет ограничен с помощью автоматических шлагбаумов, что позволит увеличить территорию площадок для спорта и отдыха, а также обеспечит безопасность пешеходов. Контроль движения автомобилей будет обеспечивать специальная служба эксплуатации с помощью видеонаблюдения и дистанционной связи. Само собой, в каждом из проектов всегда планируется место для въезда спецтехники, автомашин скорой помощи и пожарных, машин для погрузки–выгрузки товаров в коммерческих помещениях.
Подобная концепция запланирована и в ряде проектов компании Setl City. Например, полностью закрыты для движения машин будут дворы во второй очереди крупного микрорайона "Солнечный город". "В корпусах второй очереди проекта мы запланировали организовать полностью пешеходные дворовые территории, — рассказывает Олег Пашин, генеральный директор ООО "ЦРП "Петербургская Недвижимость". — Корпуса имеют П–образную форму, что позволяет реализовать концепцию дворов без автомобилей. В центре двора, который образуют жилые дома, появится детская площадка, которую будут обрамлять пешеходные дорожки. При этом ширина этих пешеходных дорожек позволит при необходимости заезжать спецтехнике, а для других машин въезд будет закрыт. А те жители, кто не будет пользоваться паркингом, смогут оставлять автомобиль с наружной стороны дома на открытой парковке. Аналогично и гости комплекса. При этом все подъезды домов будут двусторонними, чтобы обеспечить доступ в квартиры и с наружной, и с внутренней стороны комплекса".

Больше места для людей

Не только в городе, но и на пригородных территориях Ленинградской области появляются проекты, где организуют двор без машин. "Эта опция востребована у покупателей квартир класса комфорт и выше, поскольку повышает уровень жизни в доме, — говорит Сергей Степанов, директор по продажам компании "Строительный трест". — И стала тенденцией последнего времени. Такие дворы наша компания проектирует сейчас в новом жилом квартале NEWПИТЕР в поселке Новоселье. Попасть во внутренний двор можно будет только из своего подъезда, оборудованного всеми необходимыми системами безопасности. Таким образом, во внутреннем дворе никогда не появятся случайные люди. Туда не смогут заехать автомобили: парковочные места будут предусмотрены только со стороны улицы. А значит, во дворах будет больше места для детских площадок, уличных беседок, спортивных тренажеров. Посетителям коммерческих организаций, расположенных на первых этажах, тоже будет удобнее: встроенные помещения будут иметь выход только на улицу".
Безусловно, в проектах высокого класса тенденция также набирает обороты. Так, в ЖК Stokcholm от Setl City предполагается закрыть въезд на территорию и организовать пешеходную зону не только внутри двора, но и непосредственно на набережной, которую будет благоустраивать девелопер. Попасть в квартиры и на территорию комплекса можно будет через единую входную группу. В проекте компании AAG "Дом на Фрунзенской" также запланирован закрытый от автомобилей двор, где расположится детская площадка, появятся велодорожки и зона погрузки–разгрузки. ГК "Балтийская коммерция" в своем проекте "Аристократ" предполагает реализовать концепцию закрытого двора с ландшафтным дизайном с делением территории на взрослую и детскую зону. В детской части двора разместится игровая площадка, а во взрослой появятся скамейки, газоны и цветочные композиции. Для зонирования участка будет использована живая изгородь из многолетних кустарников. Между зонами отдыха и входами в подъезды будут проложены плиточные тротуары.
ГК "Пионер" в своем проекте "Life–Приморский" также реализует концепцию двора без машин. По замыслу застройщика, въезд во двор ограничивается при помощи парковочных столбиков и контролируется круглосуточно для беспрепятственного доступа экстренных служб. При этом вокруг жилых домов запроектирована круговая дорога с подъездами к каждому корпусу, с тем чтобы у жителей всегда была возможность подъехать к дому, выгрузить вещи или высадить пассажиров. По словам участников рынка, все эти меры, обеспечивающие комфорт и безопасность, востребованы клиентами. Особенно актуально это для семей с детьми. В перспективе все больше девелоперов будут использовать концепцию двора без машин как еще одно конкурентное преимущество в борьбе за покупателя.