КУГИ ужесточает борьбу с нелегальной торговлей в городе — комитет запускает онлайн–сервис, с помощью которого граждане смогут отмечать прямо на карте несанкционированные ларьки и павильоны. Комитет также выступает за увеличение штрафов.
Новый сервис дает возможность всем зарегистрированным пользователям Региональной геоинформационной системы (РГИС) отмечать прямо на карте несанкционированные ларьки и павильоны. При этом, чтобы исключить провокации, каждая заявка должна содержать данные отправителя и фотографию объекта. Затем КУГИ будет проверять, действительно ли у павильона нет договора аренды, а участок не внесен в Схему размещения мелкой розницы. И, если это так, данные передадут в Центр повышения эффективности использования госимущества (ЦПЭИГИ), который занимается сносом незаконных ларьков. Сейчас система работает в тестовом режиме, и за 3 недели петербуржцы подали уже 30 заявок о незаконных павильонах. "Также мы планируем внести в ЗС Петербурга законопроект об увеличении штрафов за несанкционированный бизнес, — говорит Нино Лордкипанидзе, и.о. председателя КУГИ. — Для физических лиц нижняя планка штрафа повысится с 1 тыс. до 4 тыс. рублей, а для юрлиц вырастет верхняя планка — с 10 тыс. до 15 тыс. рублей". Она добавляет, что принятия проекта можно ожидать уже в январе 2015 года.
Центра не хватает
Одна из задач нового сервиса в том, чтобы сократить время от подачи заявки до сноса "неправильного" павильона. Сейчас заявку подает районная администрация, затем запрос отправляется в районный отдел КУГИ, и только после этого информацию о незаконном ларьке получает ЦПЭИГИ. "Зато у мошенников есть и финансовые, и другие ресурсы, — говорит замглавы администрации Приморского района Герман Згибай. — Иногда за ночь они устанавливают сразу по нескольку ларьков. И нам хотелось бы иметь, возможно, районные филиалы ЦПЭИГИ, чтобы обращаться к ним напрямую и быстрее реагировать". Виктор Полунин, замглавы администрации Выборгского района, добавляет, что за 3 года работы ЦПЭИГИ снес в Выборгском районе 164 нелегальных торговых павильона, но ждут своей очереди еще как минимум 35.
"Центру действительно не хватает мощности, и штрафы за незаконное предпринимательство, установленные в том числе и на федеральном уровне, сейчас очень маленькие", — заключает он. Сейчас ЦПЭИГИ, созданный в 2011 году, — основное средство борьбы городских властей с незаконной торговлей. За время работы центр получил около 3 тыс. заявок на снос от районных КУГИ, его сотрудники демонтировали около 1500 ларьков и павильонов, а за неполный 2014 год освободили 711 земельных участков и 66 помещений. Однако эксперты отмечают, что ресурсов ведомства не хватает на то, чтобы полностью избавить город от незаконных ларьков, тем более что после сноса они нередко появляются снова на том же месте. "Для того чтобы работа центра имела смысл, нужно сократить время от заявки до сноса хотя бы до 1–2 месяцев", — говорит исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Петербурга" Владимир Меньшиков, — иначе они успевают окупиться и ничем не рискуют". Сейчас этот срок, по словам Нино Лордкипанидзе, составляет 2–3 месяца, и сократить его не позволяет в том числе недостаток финансирования.
Регулировать честных
"Заметно, что незаконная торговля становится все более масштабной проблемой именно в последнее время, — рассуждает глава Общественного совета по малому бизнесу при губернаторе Елена Церетели. — Дело в том, что мелкая розница настолько зарегулирована, что не все готовы тратить силы и время на то, чтобы разместить павильон легально". За 2 прошедших года, добавляет она, в постановление № 1045, регулирующее мелкую розницу города, изменения вносились 48 раз — это не дает возможности легальному бизнесу адаптироваться к новым условиям. В КУГИ отмечают, что избежать изменений не удастся: сейчас готовятся поправки, по которым киоскам по продаже прессы не нужно будет соответствовать параметрам временных объектов, прописанным в Схеме размещения. Потребуют новых региональных нормативов и изменения Земельного кодекса на федеральном уровне, которые вступят в силу этой весной.
Константин Тимохин, руководитель аппарата бизнес–омбудсмена, соглашается с тем, что наличие нелегальной торговли тесно связано с регулированием легального бизнеса. "Важно по–разному подходить к тем, кто изначально установил павильон незаконно, и к тем, у кого закончился срок аренды и он пытается его продлить", — говорит эксперт.