За антикоррупционную инициативу Навального проголосовали сто тысяч россиян

Автор фото: Волков Павел

Сто тысяч россиян проголосовали за введение уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников. Автором инициативы является политик Алексей Навальный. Голосование началось в январе этого года на сайте Российской общественной инициативы.

Инициативу политика Алексея Навального об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников поддержали 100 тыс. россиян. Голосование началось в январе этого года на сайте Российской общественной инициативы (РОИ). Теперь предложение Навального рассмотрит группа экспертов при "Открытом правительстве". Потом закон, возможно, будет внесен в Госдуму.
К карточке инициативы прилагается проект федерального закона, который предполагает внесение в Уголовный кодекс новой статьи — о незаконном обогащении чиновников; статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Таким образом, новое дополнение в УК РФ станет реализацией 20-й статьи конвенции ООН против коррупции, которую Россия ратифицировала в 2006 году. Тогда власти страны пояснили, что не могут ратифицировать некоторые статьи конвенции, в том числе и 20-ю, поскольку она предусматривает частичный отказ от презумпции невиновности.
После принятия 20 статьи конвенции ООН каждый чиновник, который не сможет объяснить происхождение своих доходов, на которые он приобретал активы, предстанет перед судом. 
Ранее, 8 декабря, глава администрации президента Сергей Иванов заявил, что Россия "полностью, без всяких изъятий и ограничений" ратифицировала конвенцию ООН против коррупции.
Важно напомнить, что первая инициатива, набравшая на РОИ необходимые 100 тыс. голосов, также принадлежала Алексею Навальному и его соратникам. Законопроект, запрещающий чиновникам покупать за государственный счет автомобили дороже 1,5 млн рублей, члены ФБК разместили на сайте в начале апреля прошлого года — почти сразу после запуска сайта. Нужное количество голосов он набрал уже в июле.
Готовый, строго говоря, законопроект, в сентябре прошлого года отклонила экспертная группа в правительстве. Нельзя было допустить, чтобы инициатива видного оппонента действующей власти достигла своей цели. Как минимум из принципа. Но сделать вид, что ее не было совсем, тоже ведь было нельзя. 100 тысяч все-таки. Необходимо было создавать видимость демократии.
Почти сразу после отклонения подобный документ в Госдуму внес единоросс Вячеслав Лысаков с товарищами по партии. Максимальную стоимость автомобиля предлагалось ограничить 3 млн рублей. К документу, принятому в первом чтении в ноябре того же года, депутаты от ЛДПР внесли поправки с максимальной суммой в 1,5 млн. С тех пор законопроект остается без движения. Даже поправки либерал-демократов, о которых написали СМИ, в карточке документа не появились.
Позже даже видимость создавать перестали. Набравшая сегодня 100 тыс. голосов инициатива уже шестая. Ранее, кроме запрета на дорогие автомобили, пользователи проголосовали против закона о произвольной блокировке интернет-сайтов, за расширение пределов самообороны, за запрет приоритетного проезда для чиновников, а также против снижения порога беспошлинной интернет-торговли. К каким бы то ни было изменениям это не привело.
На сегодняшний день на сайте РОИ в стадии рассмотрения находится более 4,4 тыс. инициатив, из них на голосовании — 1,6 тыс. Среди более или менее заметных, например, отмена рассмотрения концепции о введении антипиратского сбора в интернете. За нее уже проголосовали 11,5 тыс. пользователей.    
Выставить инициативу на РОИ просто, но так же просто чиновники могут ее и завернуть. С момента оформления идеи в электронную заявку до внесения в Госдуму может пройти почти полтора года. Еще до открытого голосования документу предстоит двухмесячная экспертиза. Затем голосовать могут только зарегистрированные на портале Госуслуг пользователи. Для этого нужно, как минимум, получить пароль на почте или в авторизованном центре.  
Сбор голосов длится максимум год. После предстоит еще одна двухмесячная экспертиза в правительстве. Эксперты могут посчитать инициативу неактуальной, необоснованой, экстремистской или ущемляющей интересы граждан. Но даже если и все эти барьеры пройдены, на ее основе начинается разработка законопроекта, после — он начинает путешествие через Госдуму. Это, как видно, тоже процесс очень долгий, и никакими разумными сроками, строго говоря, не ограниченный.