Депутат Госдумы считает, что рубль стоит деноминировать

Автор фото: Trend\Елена Яковлева

Деноминировать рубль во благо населению предлагает депутат Госдумы Роман Худяков. Под благом он понимает сокращение количества купюр в кошельках россиян. Возможен, по его мнению, и экономический эффект. Эксперты уточняют: скорее, психологический.

Успокоить россиян, отрезав ноль от стоимости товаров, предлагает зампред думского комитета по региональной политике Роман Худяков. Правда, убрать нолик он предлагает и у денег, превратив, скажем, 50 рублей — в 5. Возможность деноминации депутат озвучил, комментируя затяжное ослабление национальной валюты в эфире радиостанции "Говорит Москва".
Объяснения Романа Худякова не отличаются стройной логичностью. Депутат отметил, что он в курсе слухов о 75 рублях за доллар. Поэтому можно отрезать один нолик, и за доллар будут давать 2 или 3 рубля, сказал он в эфире. Это было бы очень актуально для сложившейся экономической обстановки, говорит Роман Худяков: с пачками денег бегать не придется. Заботится, думает о народе. При этом про влияние на собственно экономическую обстановку народный избранник как-то умолчал.
Да и в самом деле, о чем тут, собственно, говорить. Даже если в страшном бреду представить картину, которую рисует депутат, представить, что это, скажем, снизит стоимость мяса в магазине, ну никак не получается. Цены государство сейчас не регулирует, а заявления о наблюдении за ними, которыми еще недавно так любил бросаться Дмитрий Медведев, делаются не более, чем для успокоения электората.
К тому же Роман Худяков, похоже, забыл, что Владимир Путин наоборот курсом доволен и говорит об этом уже который день — дескать, раз теперь за доллар дают 50 рублей, а не 30, то это хорошо, и бюджет, завязанный по большей части на нефтянных доходах, наполнится. А тут депутат предлагает расстроить главу государства, чтобы за доллар давали всего пять рублей. Разумнее было бы в таком случае не "отрезать ноль", а добавить сразу два. Тогда за доллар сразу будут давать целых 5000 рублей на радость президенту. Точно можно будет не беспокоиться ни о чём пару лет.
В истории СССР было несколько деноминаций — в 1922-1924, 1947, 1961 и 1991 годах, в истории России — всего одна, в 1998 году.
В 1922 году за 10 тыс. старых рублей давали один новый. Реформа длилась два года и прошла относительно безболезненно, поскольку монет в советский период до 1921 года не чеканили.
Реформу 1947 года считают конфискационной и не всегда называют деноминацией, поскольку цены на товары снизились, а вот количество нулей в зарплатах и разного рода выплатах осталось прежним. От номинала купюр тогда отрезали один ноль, монетам, выпущенным в 1923-1947 годах, оставили прежнюю ценность. Интересно, что сбережения на счетах в Сберкассе до 3 тыс. рублей обменивали в соотношении 1:1, суммы от 3 до 10 тыс. меняли с коэффициентом 4:3, больше 10 тыс. рублей — 3:2. Вне зависимости от сумм, счета колхозов, совхозов и кооперативов меняли с коэффициентом 5:4. Весь обмен занял всего 13 дней.
Еще один обмен провели в 1961 году — за 10 старых рублей давали 1 новый. При этом монеты достоинством в 1, 2 и 3 копейки из оборота не изымали, стоимость им не меняли. Фактически с 1947 года их цена выросла в 100 раз. Известный фильм "Менялы" — ровно про это.
Еще одну конфискационную реформу провели на закате СССР — в 1991 году. Так называемой Павловской реформой, названной в честь тогдашнего министра финансов, пытались решить проблему избыточного количества наличных на руках у населения и таким образом хоть как-то снизить дефицит на товарном рынке. Для отвода глаз поводом назначили — борьбу с фальшивыми деньгами. Сроки специально сделали жесткими — обменять меньше 1 тыс. рублей можно было всего в течение трех дней. Вопросы обмена более крупных сумм государство рассматривало еще в течение двух месяцев в индивидуальном порядке. Одновременно со счетов запретили снимать больше 500 рублей в месяц на человека.
В 1997 году от денежных знаков отрезали уже три нуля и сделали их такими, какими мы их знаем сейчас. Старые деньги еще совершенно легально оставались в обороте до конца 1998 года. Однако всплывавшими позже то тут, то там заначками еще долго пытались расплачиваться в магазинах. Часто вполне успешно, поскольку старые деньги не отличались от новых практически ничем, кроме как количеством нулей, а продавцы круглосуточных ларьков, как известно, не всегда внимательны.