Банковский сектор в панике

Автор фото: Андрей Лукин/Коммерсантъ

Падение цен на нефть привело к "некоторой панике" в банковском секторе, считает глава набсовета ВТБ Сергей Дубинин. Эксперты dp.ru более категоричны в суждениях. Банковский сектор, как и другие не занятые в экспорте сырья, оказался не готов к обесцениванию рубля.

Падение цен на нефть привело к тому, что российская банковская система стала испытывать некоторую панику, осторожно заявил на форуме Адама Смита в Лондоне глава наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. Сочетание высоких процентных ставок с рублем, отпущенным в свободное плавание, — плохое сочетание для российской экономики, приводит цитату топ-менеджера Bloomberg. Он уверен, что банки справятся, ситуация стабилизируется, но "на неблагоприятном для нее уровне".
Ситуация действительно развивается весьма неприятно, отмечает главный аналитик UFS IC Илья Балакирев. Околопанические настроения связаны с тем, что участники рынка не видят адекватных действий со стороны ЦБ для остановки развивающейся спирали. Банки, как и многие компании, не занятые в экспорте сырья, оказались не готовы к ослаблению рубля, которое выгодно для исполняемости бюджета. Двойное падение национальной валюты делает обладателей рублевых активов вдвое беднее, а если у них еще и фондирование в валюте, то вдвое также увеличивается долг, объясняет эксперт.  
Увеличение базовой ставки ради поддержания курса рубля затруднило доступ банков к фондированию в тот самый момент, когда внешние рынки капитала из-за санкций практически закрыты. Всё это, напоминают аналитики, происходит на фоне повышения требований к резервам и ограничения ставок по кредитам и вкладам. При этом падают доходы населения и прибыль компаний — снижается платежеспособность заемщиков.
Банки оказались заперты между дорогими деньгами и низкой платежеспособностью заемщиков. Дешевое зарубежное фондирование вдруг стало дорогим, а возможность рефинансирования практически исчезла. Валютное кредитование, по словам Ильи Балакирева, превратилось в обоюдоострый меч — на фоне роста доллара платежеспособность валютных заемщиков резко падает, а переоценка кредитов  в валюте приводит к необходимости доформирования резервов. Всё это давит на капитал банков в условиях, когда его пополнение затруднено.
"До тех пор, пока не будет понимания четкого курса — до какой степени продлится эта ситуация, где дно — банкам будет выгоднее скупать валюту, а не заниматься собственно банковской деятельностью. А это опять же подстегивает дальнейшее ослабление рубля, — описывает ситуацию Илья Балакирев, поясняя, что подобная ситуация сейчас наблюдается в большинстве отраслей. До стабилизации ситуации не может быть и речи об инвестициях, напротив — бегство капиталов только усиливается, что опять же давит на рубль".
Паника в секторе возникла из-за непонимания ситуации даже в очень краткосрочной перспективе. Банковская система столкнулась со всеми основными трудностями сразу, а решить разом просто невозможно, говорит старший аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников. Падение цен на нефть многократно усилило уже существовавшие проблемы. Это и невозможность зарубежного финансирования из-за санкций, и снижение притока депозитов из-за нервозности населения и снижения доходов, все это подкреплено волатильностью курса рубля. Это и рост ставок кредитования из-за дорожающего фондирования и роста ставки рефинансирования, что подрывает темпы роста кредитной книги. Дорожающее фондирование сказывается на рентабельности банков вместе с ростом просроченной задолженности на фоне замедления экономики, отмечает эксперт.   
Экономика РФ, еще до весенних событий испытывавшая проблемы роста, уже тогда характеризовалась довольно значительным замедлением роста банковского сектора. Последний виток был связан с бурным ростом потребительского кредитования, что привело к довольно высокому показателю закредитованности населения. С другой стороны, из-за довольно агрессивных стратегий банков, качество кредитов ухудшилось, а ЦБ по-прежнему продолжает зачищать банковский сектор, и повысил ключевую ставку для борьбы с инфляцией и защиты курса рубля, рассказывает Андрей Третельников. Это вызывает крайнюю степень недоверия между игроками.