Участники вендингового рынка ожидают резкого снижения спроса в конце зимы

Автор фото: Байгушева Антонина

Вендинговый рынок Петербурга объемом 6 млрд рублей ожидает резкое снижение спроса в начале 2015 года из-за роста налогов и ухода арендаторов. Несмотря на опасения, участники рынка инвестируют в инновации.

Участники рынка вендинга готовятся к значительному снижению рынка в конце зимы — его предвещает и введение торгового сбора, и снижение потребительского спроса. Опасаются они и возможности ухода из бизнес–центров крупных арендаторов: уже сейчас деятельность сворачивают многие операторы общепита, магазины одежды и др. "Есть ряд негативных факторов, которые действуют на рынок, — говорит Илья Черноок, учредитель ООО "Вендито", — и спад действительно будет". Соглашается с ним и Борис Белоцерковский, владелец компании "Ювенко Инвест". "Не знаю, в январе или в марте, но кризис действительно доберется до этой отрасли, — рассуждает предприниматель. — Пока спад не наступил только благодаря предновогодней активности рынка". Несмотря на то что пока, по данным участников рынка, спад потребительской активности не затронул вендинг, предприниматели считают, что главные проблемы впереди. "Торговый сбор приравнял вендинговые компании к сетевым ретейлерам — каждая точка сейчас считается объектом налогообложения, — поясняет Вадим Шиленко, гендиректор ООО "Мегас". — При этом от сбора освобождены плательщики патента — выходит, нас буквально принуждают перейти на патент и потерять право вычесть из налога 50% взносов во внебюджетные фонды, как это позволял ЕНВД". Илья Черноок отмечает, что у вендинга еще есть шанс не пострадать от сбора, если региональные власти определят ставку сбора на приемлемом уровне. Он добавляет, что большинство предпринимателей в области вендинга платят налоги по ЕНВД и, только если ставка нового налога позволит им остаться на этой системе, нагрузку можно будет считать посильной.

Уступит ли кофе

Сейчас в Петербурге более 20 тыс. вендинговых машин. Крупнейшие участники рынка — UVENCO, "ВендингПро", "СИБА–Вендинг" и др. При этом около 40% рынка занимают ИП и микробизнесы с 1–10 автоматами. Объем городского рынка, по оценкам его игроков, составляет около 6 млрд рублей в год. По данным российской Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), российский рынок торговых автоматов в натуральном выражении растет ежегодно на 18–20%. При этом до 70% вендинговых автоматов в России специализируются на продаже кофе и других напитков, 20% — снэковые, а оставшиеся 10% включают в себя все остальные товары — от кислородных коктейлей и горячей еды до зонтов и сувениров. Ситуация постепенно меняется: рынок "кофематов" насыщен, что заставляет предпринимателей искать другие ниши. К примеру, на российском рынке недавно появились вендинговые машины по продаже горячей пиццы, которые давно популярны за рубежом. Но "кофематы" по–прежнему наиболее рентабельны, и затраты на их покупку и установку обычно на 20–30% ниже, чем стоимость автоматов, торгующих сувенирами и горячей едой.

Развитие даже в кризис

Однако от развития участники рынка вендинга не отказываются даже в ожидании спада. Например, владелец ООО "Талвенд" Михаил Талалай запустил новое для своей компании направление — вендинговые автоматы по продаже кофе, оснащенные системой раздачи бесплатного Wi–Fi, экраном для размещения рекламы и чтения новостей. В разработку приложения для автомата, которое также позволяет продавать абонементы на кофе, принимать платежи и пр., было вложено около $100 тыс. в течение года. Компания уже запустила 50 машин такого образца. "С этой разработкой мы планируем выйти на продажи в 90–100 млн рублей в год, — говорит Михаил Талалай. — По опыту, с таким автоматом объем продаж увеличивается от 70 до 300% по сравнению с обычным кофейным аппаратом".
Основная аудитория разработки — начинающие и малые вендинговые компании. "Кризис отражается на рынке двояко, — рассуждает Михаил Талалай. — С одной стороны, дорожает импортная техника. С другой — все больше людей рассматривают вендинг как защиту от финансовых проблем в случае потери основной работы". Илья Черноок рассказывает, что компания "Вендито" уже предлагает автоматы с бесплатным Интернетом, но такая услуга не всегда уместна: "кофемат" с доступом к Сети имеет смысл устанавливать только в местах, где люди находятся подолгу: университетах, поликлиниках и др. К тому же у большинства покупателей есть смартфоны с мобильным Интернетом. Оборудование вендинговой машины Wi–Fi обходится в 3–10 тыс. рублей, а доходность, по опыту компании "Вендито", увеличивает не более чем на 10%. "Но любая дополнительная услуга — всегда плюс для торговли, — рассуждает Илья Черноок. — Так же как и развивать бизнес не бессмысленно даже в кризис: например, мы, составляя план, руководствуемся скорее внутренними процессами компании, чем конъюнктурой рынка". Борис Белоцерковский, однако, уверен, что не только с инновациями, но и просто с расширением бизнеса сейчас лучше подождать до весны: рынок нестабилен, и есть высокая вероятность в итоге потерять вложения.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Падения спроса мы действительно пока не замечаем, но вендинг — это спутник крупного бизнеса. Сейчас большинство компаний стоят на перепутье, думают о том, как развиваться дальше. Договоры аренды у большинства заканчиваются после Нового года. Но, если вдруг компании начнут съезжать из бизнес–центров, искать, например, более дешевые места или закрываться, тогда пострадает и выручка вендинговых фирм. Думаю, сложности начнутся с середины января, сначала у крупных арендаторов офисов, а через 3–5 месяцев — у вендинговых фирм.
Вадим Шиленко
гендиректор ООО "Мегас"