Петербургские подрядчики ищут заказы у частного бизнеса из-за сокращения бюджетных строек

Из-за сокращения числа бюджетных строек в Петербурге подрядчики, которые специализировались на госконтрактах, ищут заказы у частного бизнеса. Крупный подрядчик ООО "Невисс-Комплекс" Александра Швирикасова будет строить коммерческую недвижимость.

За последние годы число крупных бюджетных строек в Петербурге сократилось в разы. Из–за этого возникают проблемы у компаний, специализировавшихся на государственных контрактах. Один из крупнейших городских подрядчиков, "Невисс–Комплекс", принадлежащий его генеральному директору Александру Швирикасову, переориентируется на коммерческое строительство. Сейчас "Невисс" строит многофункциональный комплекс на ул. Беринга с объемом инвестиций около 1,5–2 млрд рублей и ведет переговоры с потенциальными партнерами насчет совместного участия в других коммерческих проектах.

Дело в губернаторе

Сложности у подрядчиков начались после того, как Смольный осенью 2011 года покинула Валентина Матвиенко, которую сменил Георгий Полтавченко. С тех пор в Петербурге стартовало лишь несколько крупных бюджетных строек. Да и те были задуманы еще при прежней градоначальнице.
Например, конкурс на строительство мусороперерабатывающего завода в Левашово прошел в 2011 году. Работы на объекте пока не начались, так как победитель, греческий консорциум "Актор — Хелектор", в прошлом году заявил, что не справится с проектом самостоятельно. До конца года Смольный намерен подписать соглашение с соинвестором проекта — группой "ВТБ".
Крупных дорожных строек в Петербурге немного, и участники рынка ищут контракты в других регионах. Так, ЗАО "Институт "Стройпроект" выигрывает конкурсы в Московской области, Тюмени, Новосибирске, Казахстане, Туркмении. Компания "Мостотрест" получила от "Автодора" генподряд на строительство участка трассы М–11 в Тверской области. "Мостоотряд 19" победил в конкурсе на реконструкцию пирса Мурманского порта. У ПО "Возрождение" есть несколько заказов в Ашхабаде стоимостью около $350 млн.
Некоторые компании, не нашедшие подрядов в других регионах, обанкротились. Среди наиболее крупных — ЗАО "Севзапдорстрой" и ООО "Дорожник–92".
Иногородние компании также рассчитывают на петербургские подряды. Так, московские "Мосметрострой", "Трансинжстрой" и "Транстоннельстрой" пытаются сломить монополию петербургского "Метростроя", участвуя в городских конкурсах.
Обостряют ситуацию участившиеся случаи вмешательства Федеральной антимонопольной службы в процесс распределения господрядов. В 2013–2014 годах она не раз требовала аннулировать результаты государственных тендеров. Например, этим летом претензии ФАС касались контрактов с "Метростроем" на общую сумму около 1 млрд рублей. Смольный проигнорировал требование ФАС расторгнуть контракты.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне

"Интересен лишь откат"

Сокращение государственного финансирования привело к обострению конкуренции между подрядчиками. В этом году два крупнейших исполнителя госзаказа — "Интарсия" и "Дальпитерстрой" — оказались участниками скандалов: от их имени конкуренты распространили информацию о том, что эти компании подали иски о собственном банкротстве.
"Интарсия" за 20 лет реализовала в Петербурге 67 проектов, в числе которых реставрация Ростральных колонн, Академии художеств, восточного крыла Главного штаба и др. Но в 2012–2014 годах компания заключила в Петербурге лишь четыре госконтракта, из них только один на реконструкцию, остальные на проектирование.
В выигрыше сегодня предприятия, которые не делали ставку на госконтракты. Например, компания STEP принципиально не участвует в бюджетных стройках. Как поясняют в этой компании, в государственных тендерах решения принимаются не по рыночным принципам: никого не интересует эффективность проекта, инновационность материалов и технологий, предлагаемых подрядчиком, стоимость контракта определяется некорректно, на строительство бюджетных объектов порой уходит 10 лет вместо заявленных трех–четырех. "В государственных тендерах всех интересует только то, какой откат мы платим", — говорит Дмитрий Карманов, директор по маркетингу STEP. Компания предпочитает заказы крупных частных компаний.

Оплата через суд

"Невисс–Комплекс" до 2012 года стабильно получал крупные государственные контракты. Так, по данным информационной системы СПАРК, в 2011 году портфель его госзаказов составил 1,4 млрд рублей, в 2010–м — 1,65 млрд рублей, в 2009–м — 2,3 млрд. Эта информация неполная. Например, в 2009–2010 годах компания заключила два контракта с Российской национальной библиотекой (РНБ) на строительство ее второй очереди на Бассейной ул. на сумму 3,4 млрд рублей. "Невисс" был подрядчиком еще на нескольких знаковых петербургских стройках: Константиновского дворца, Концертного зала Мариинского театра, Областного драматического театра в Гатчине и др. А также возводил два бизнес–центра для "Транснефти" — на Арсенальной наб. Петербурга и в Хабаровске. В 2012 году объем бюджетных контрактов у компании резко упал — до 166 млн рублей. В 2013–м компания не заключила ни одного крупного контракта и решила заняться коммерческим строительством. Александр Швирикасов объясняет это большими проблемами, которые возникают у подрядчиков на государственных стройках. Прежде всего они связаны с задержками финансирования. По словам Швирикасова, совокупный долг заказчиков по всем бюджетным объектам "Невисса" — около 2,5 млрд рублей. Компания через суд рассчитывает получить эти деньги.
В отношении самого "Невисса" также подано несколько исков о взыскании долгов, в том числе и банкротных. Как поясняет Александр Швирикасов, он не мог полностью оплачивать работы своим субподрядчикам, так как его заказчики задерживали финансирование. Сейчас, по его словам, расчеты с кредиторами ведутся.
Финансовыми проблемами перипетии госзаказа не исчерпываются. В прошлом году "Невисс" упоминался в связи с уголовным делом, возбужденным против директора Военно–морского музея Андрея Лялина, которого обвиняют в получении взятки и совершении подлога. Александр Швирикасов проходил по этому делу как свидетель.
Кроме того, по данным "Невисса", из–за проблем с подключением к сетям "Ленэнерго" на 1,5 года задержана сдача в эксплуатацию лабораторного корпуса Университета им. Бонч–Бруевича. В итоге "Невисс" получил судебные претензии от заказчика.
То, как работает система госзаказа, отлично иллюстрируют многие крупные инфраструктурные стройки. Смета и сроки реализации проектов постоянно корректируются, возникают скандалы, связанные с работой подрядчиков, вплоть до их замены. Коррупция, сговоры при распределении, качество исполнения, необоснованный демпинг участников тендеров — все эти проблемы давно известны. Если победить систему не удается, нужно минимизировать ее отрицательное воздействие. Поэтому мы, например, с госзаказом не работаем.
Дмитрий Кунис
президент компании STEP
Сейчас идет глобализация рынка. Крупным строительным компаниям с московской поддержкой легче выживать. Они приходят на наш рынок, что приводит к перераспределению сил на нем. Один из ярких примеров — трубное дело: оно так ничем и не закончилось, зато произошла смена ведущих подрядчиков, в город пришли московские компании. Не всегда это плюс. Например, в 2012 году контракт на строительство тоннеля на Синопской наб. получило московское НПО "Космос". И что теперь? Тоннеля до сих пор нет.
Кирилл Иванов
глава ассоциации "Дормост"