Андрей Шарков: на чем зарабатывают производители шоколада

Автор фото: Беликов Валентин
Андрей Шарков, компания "Шокобокс"

Владелец компании "Шокобокс" Андрей Шарков - о том, как производители шоколада зарабатывают на остросоциальных темах и политических трендах и о том, как кондитерский рынок России переживает санкции и падение курса рубля.

Санкции и кризис, конечно, повлияли на нашу компанию. Но не всегда это влияние было негативным. Разумеется, сказался курс валют. Все сырье, что мы закупаем (от шоколада до упаковочных материалов), импортного происхождения. Сырье для изготовления шоколада мы везем из Бельгии, затем оно обрабатывается на российских заводах. Форма его ценообразования привязана к евро и доллару, естественно, это сильно отразилось на себестоимости продукции. Благо мы еще успели закупить оборудование за границей, когда доллар был 37 рублей. У нас фактически нет склада — мы загружаем производство актуальным объемом спроса. Это позволяет не замораживать деньги в продукции.
Шоколадное сырье, слава богу, не попало в санкционный список — в таком случае встала бы вся кондитерская продукция в России. Но мы были бы рады, если бы в список санкционных продуктов попала готовая шоколадная продукция: дополнительная доля на рынке была бы в плюс всем отечественным производителям.
Однако нам удается извлекать пользу из политической ситуации. Концепция бренда — это создание эмоциональных шоколадок. Конкурировать на уровне вкуса для нас неприемлемо, а вот использование остросоциальных тем на упаковочных материалах позволяет существенно увеличивать продажи.
Мы монетизировали обсуждаемые политические тренды, выпустив серию шоколадок на злободневные темы. Первой стала плитка "Карта России 2015", которая была выпущена за несколько дней до референдума по воссоединению Крыма с Россией. На этикетке была изображена карта Российской Федерации с маркировкой основной территории, новой территории (Крым), а все, что было за границей, обозначалось в качестве "перспективной территории". Шоколадки продавались через собственный интернет–магазин и партнерские магазины. Доставка осуществлялась во многие государственные учреждения и силовые ведомства, а также за границу.
Шоколадка "Карта России 2015" привлекла внимание многих СМИ, в эфире радиостанций обсуждались реакции иностранных граждан. Некоторые граждане Украины оставляли гневные отзывы на родном языке на официальной странице ShokoBox. Тем не менее основная часть аудитории креатив оценила, и продажи шоколадок до сих пор продолжают расти.
Впервые этим маркетинговым ходом — созданием остросоциального шоколадного набора — мы воспользовались в 2011 году. Тогда темой стал проект Алексея Навального "РосПил". Я симпатизировал ему и сделал личный подарок. Навальный подарок оценил, и его комментарий спровоцировал сумасшедший спрос на концептуальный шоколад.