Смольный по итогам года не успеет потратить почти 24 млрд рублей из бюджета

Автор фото: Коньков Сергей
«Банковская неделя Северо-Запада». IX Профессиональная конференция «Финансовая система и бизнес Северо-Запада: новые реалии». На снимке: Эдуард Батанов, председатель Комитета Финансов Санкт-Петербурга.

По итогам 2014 года правительство Петербурга выполнит бюджет по расходам на 95%, то есть город не успеет потратить около 24 млрд рублей. Все это происходит на фоне кризиса неплатежей в экономике города.

Глава комитета по финансам Эдуард Батанов заявил, что по итогам 2014 года бюджет Петербурга по расходам будет выполнен на 94-95%. Таким образом, город не успеет потратить около 24 млрд рублей запланированных денег, сообщает корреспондент dp.ru.
При этом с января по сентябрь город исполнил бюджет по доходам на 74%. За девять месяцев 2014 года городская адресно-инвестиционная программа выполнена на 44,4%. Это 44,1 млрд рублей из 99,4 млрд рублей, запланированных по уточненному годовому плану.
По словам главы комитета финансов, большие остатки денег есть у комитета по развитию транспортной инфраструктуры, комитета по транспорту, комитета по туризму и комитета по инвестициям.
В свою очередь, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подчеркнул, что если в комитетах в течение декабря будут "авральными темпами" осваиваться оставшиеся деньги, то в них будут проходить проверки. И этого как раз вполне можно ожидать.  Расходная часть бюджет Петербурга 2014 года за девять месяцев исполнена только на 59,7%. По адресной инвестиционной программы к концу сентября потратили всего 44,4% запланированных денег.
В прошлом году петербургские чиновники не успели потратить гораздо больше, чем сейчас — неисполнение бюджета достигало 10% или 43 млрд рублей. Основной объем неисполнения — 20,5 млн рублей — пришелся на проекты адресной инвестиционной программы: ее удалось выполнить всего на 75,4%, то есть были потрачены 62,9 млрд рублей из запланированных 83,4 млрд рублей.
Задержки в проведении конкурсов и оплате уже заказанных работ год назад объяснялись более тщательной проверкой на всех этапах заказа. Особенно отличился в этом вопросе глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Буренин, который, придя на этот пост в самом конце 2012 года, по сути, заморозил все крупные дорожные проекты, проверяя их законность и обоснованность трат. Постепенно конкурсы все же стали проводиться, и деньги в дорожную отрасль пошли. Но дело Дмитрия Буренина продолжилось и после его отставки. Так, всю весну КРТИ задерживал проведение конкурсов на текущий ремонт дорог. Из-за этого программа ремонтов оказалась в этом году под угрозой провала.
Этим летом чиновникам уже пришлось — в середине года — оправдываться перед губернатором за медленную трату денег. Среди причин задержек главы провинившихся комитетов указывали текучку кадров, медленное принятие подзаконных актов и сезонность.
ДП" неоднократно писал о кризисе неплатежей, почти парализовавшем петербургский бизнес в последнее время. О неспособности контрагентов расплатиться по обязательствам еще в августе-сентябре говорили строительные, транспортные компании. Но первым официальным подтверждением этого стали данные "Петростата" на 1 сентября 2014 года, по которым просроченная задолженность предприятий перед банками за август увеличилась на 80%, до 3 млрд рублей.
Просроченная задолженность компаний перед контрагентами тоже растет: по итогам августа она достигла 29,4 млрд рублей, что на 2,7% больше июльского показателя. Растет и просроченная дебиторская задолженность петербургских компаний: в августе долги контрагентов перед ними составили 45,3 млрд рублей, что на 14,9% больше, чем было в июле.
До сентября 2014 года эта масса неплатежей не переходила в арбитражную плоскость: как отмечали участники рынка, они предпочитали не ссориться с контрагентами и до последнего откладывали обращение в суд. Но наступает момент, когда затягивать с иском становится опасно: можно пропустить банкротство должника и остаться ни с чем.
Эксперты прогнозируют, что исковая волна, начавшаяся сейчас, неизбежно перейдет в волну банкротств, как это было и в 2008–2010 годах. Тогда в ходе банкротных процедур сменили собственников промышленный холдинг "Севкабель" (перешел под контроль банка "Санкт–Петербург"), мясопромышленные холдинги "Парнас–М" и "Митлэнд", агрохолдинг "Евросервис", девелоперский холдинг "Макромир" (достался Fort Group), распроданы активы банановых королей JFC, Sorus и Sunway, водочного завода "Веда", предприятия мясопромышленной группы "Рубеж". С другой стороны, прошлый кризис знает и примеры успешной борьбы должников за свои интересы. Так, кредиторам холдинга "Фаэтон" до сих пор не удалось продать ни одной АЗС.
Начнется передел и на этот раз. "Это естественный процесс: экономика падает, и слабые игроки становятся добычей более сильных и крупных, — говорит управляющий партнер ФУКАУ Алексей Васильев. — Но это не будет быстро: думаю, реальный переход активов к новым владельцам через банкротные процедуры начнется не раньше середины 2015 года".
При этом эксперт уже сегодня отмечает значительный рост спроса на активы должников, продаваемые на электронных торговых площадках. "Объекты стоимостью до 150 млн рублей расхватывают буквально как пирожки!" — доволен он. По его мнению, это может быть связано с обесцениванием рубля (активы рассматриваются как способ сберечь средства), а также с концом года (многим игрокам необходимо осваивать бюджеты).
Кроме того, крупными игроками электронных торгов являются сами банкиры, которые приобретают объекты с дисконтом, а затем переоценивают, за счет чего наращивают активы.